Закон о рекламе: нововведения с 2025 года
Три основных изменения: обязательная социальная реклама, новые правила рекламы финансовых услуг и новый сбор за распространение рекламы.

Хохолков Михаил Владимирович
В преддверии 2025 года были приняты поправки в Закон о рекламе, которые существенно меняют регулирование рекламного рынка. Одна из новаций — введение нового сбора для участников рынка рекламы за распространение интернет-рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ. Изменения прокомментировал Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT.
Фактически минуя процедуру первого чтения, проект о внесении серьезных изменений в Закон о рекламе был принят Госдумой во втором и третьем чтении в течение двух дней, после чего передан на одобрение в Совет Федерации.
Основные изменения можно разбить на три блока: социальная реклама, правила рекламы финансовых услуг и дополнительный сбор.
Социальная реклама
Размещение социальной рекламы станет обязательной для всех рекламораспространителей в пределах 5% годового объема рекламы в Интернете.
Сервисы размещения объявлений и агрегаторы тоже обязаны заключить договор на размещение социальной рекламы, для них возможен альтернативный подсчет обязательного объема — не 5% годового объема, а в зависимости от количества пользователей сервиса.
В целях определения объема соцрекламы всем сайтам, доступ к которым в течение суток составляет более 200 000 (сейчас — 100 000) пользователей из РФ, придется отчитываться об объемах и формах рекламы. А для подсчета посещаемости необходимо будет установить один из одобренных Роскомнадзором счетчиков.
Отчетность направляется оператору социальной рекламы — Институту развития Интернета (ИРИ).
Кроме этого, данные о социальной рекламе нужно передавать через операторов рекламных данных в Единый реестр интернет-рекламы. То есть устанавливаются такие же правила, что и для обычной рекламы, распространяемой в Интернете: необходимо получать рекламный идентификатор (токен, erid), а после публикации оформлять акты и передавать статистику показов.
Новые правила рекламы кредитов и займов
В рекламе финансовых услуг добавлены новые виды предупредительных надписей, а также установлены правила их размещения. По словам разработчиков нового закона – в целях снижения закредитованности населения.
«Оценивайте свои финансовые возможности и риски» — таким дисклеймером нужно снабжать любую рекламу потребительских кредитов или займов.
Если в рекламе упоминается хотя бы одно условие, влияющее на полную стоимость кредита (ПСК), то дополнительно к дисклеймеру рекламодатель должен выбрать один из двух вариантов:
- написать «Изучите все условия кредита (займа)...» – с указанием официальной страницы рекламодателя в Интернете, где эти условия подробнейшим образом расписаны, либо
- в самом рекламном сообщении прописать все остальные условия, влияющие на ПСК.
Правила указания диапазона ПСК при наличии в рекламе процентной ставки кредита или займа также сохраняются: диапазон должен быть размещен до ставки. На практике это выше или левее процентной ставки. Причем для ПСК необходимо использовать тот же шрифт и тот же размер, что и для ставки.
Новые правила касаются и рекламы ипотеки.
Длительность дисклеймера при рекламе на радио должна быть не менее 3 секунд. Если реклама размещается в видеоформате, то продолжительность должна быть не менее 3 секунд и занимать не менее 5% площади кадра. При размещении иными способами — 5% рекламной площади.
Изменения, касающиеся социальной рекламы, и новые правила рекламы финансовых услуг вступают в силу с 1 марта 2025 года.
Сбор на рекламу
Еще одна новелла рекламного закона касается обязательных отчислений за распространение рекламы в Интернете. Именно эта новость стала самой обсуждаемой в рекламном сообществе.
Рекламораспространители, операторы рекламных систем, а также их посредники будут отчислять от ежеквартальной суммы дохода 3%!
Сбор будет направляться в федеральный бюджет и использоваться для государственной поддержки отечественных правообладателей программного обеспечения.
Критерии «сборооблагаемой» рекламы, особенности исчисления, уплаты и контроля определит Правительство.
От оплаты сбора освобождены сайты, которыми владеют:
- теле-, радиовещатели;
- информационные агентства;
- некоторые сетевые издания с государственным или муниципальным участием, субсидируемые, а также если редакция одновременно с сетевой деятельностью издает большими тиражами печатные издания.
Изменения в части сбора вступят в силу с 1 апреля 2025 года. Но поскольку отсчет кварталов ведется с начала календарного года, то первые сборы, вполне вероятно, придется заплатить за доходы первого квартала 2025-го.
Пока не установлена ответственность за неуплату или просрочку перечисления сбора. Возможно, это будут общие положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие начисление штрафа.
***
Конечно, рынок не ожидал принятия таких поправок в законодательство о рекламе, да еще так внезапно и быстро. Скорее, рассчитывали на принятие разработанного Федеральной антимонопольной службой законопроекта, который уточняет понятие рекламы и некоторые нюансы, выводящие информацию на сайтах из-под действия Закона о рекламе.
Также ожидалось принятие нормативных актов Роскомнадзора, уточняющих правила маркировки рекламы и подачи «вечной» отчетности. Но приняли то, что приняли. Будем учиться работать с этими новыми изменениями, надеясь, что реформа рекламного законодательства не сведется исключительно к дополнительной финансовой нагрузке на бизнес.
Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№01 (1349) / 2025)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>