Срок где?
Президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах на западные санкции.
Как известно, 3 мая 2022 года Президентом РФ был издан Указ №252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций". В кои-то веки авторы текста указа удосужились в его преамбуле привести более-менее сносное нормативное обоснование его принятия: дали ссылку на Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах". Действительно, есть такой закон, который позволяет на основании указа Президента РФ вводить специальные экономические меры, общий перечень которых описан весьма туманно. При наличии действенного и содержательного судебного контроля за деятельностью исполнительной власти это было бы не так важно, но все мы понимаем, что у нас с таким контролем... Но не будем об этом. Будем о том, что выполнить даже требования этого самого закона авторы указа не смогли.
Ч. 1 ст. 3 этого закона указывает: "Специальные экономические меры носят временный характер". Далее, ч. 1 ст. 5 закона не требует, нет, но предусматривает следующее: "Срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом Российской Федерации". Далее в той же статье содержатся положения о возможности досрочной отмены таких мер, если устранены основания для их применения, а также о том, что если они не устранены к окончанию установленного срока, то срок действия этих мер продлевается.
Таким образом, указ о введении специальных экономических мер должен предусматривать срок их применения.
Смотрим в текст Указа Президента РФ от 3 мая 2022 г. №252 – и вместо определения срока применения специальных экономических мер находим в нем из сколько-нибудь похожего только п. 6 следующего содержания: "Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических мер".
Ладно, забудем о том, что действие указа и применение предусмотренных им мер – это, в принципе, не тождественные понятия; отступим от пуризма и признаем возможность определения срока применения специальных (какое популярное слово-то стало среди властей предержащих) экономических мер через срок действия вводящего их указа.
Но вот на то, что "действует до отмены" – это никак не срок, не обратить внимания нельзя. Это знает любой юрист. А кто не знает – быстро излечивается от этого незнания, столкнувшись с тем, например, что поручительство по когда-то составленному им договору превращается в тыкву, хотя в договоре указано, что оно "действует до исполнения сторонами своих обязательств".
И ведь закон вообще никак не ограничивает эти сроки – их можно было хоть на 100 лет ввести. Или наоборот: чтобы народ не пугать – ввести на 3 месяца и продлевать сколько заблагорассудится. Нет, даже этого не сделали. Интересно, в администрации Президента РФ хоть сколько-нибудь грамотных и обладающих элементарными навыками составления текстов юристов вообще не осталось?
Кстати, а ведь и сам подписавший указ имеет диплом юриста. Помнится, юрфак СПбГУ так гордился своими выпускниками...
Источник: заметка в блоге Александра Латыева, INTELLECT, на сайте Zakon.ru
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>