print

Ракетомоделизм — это законно?

Рокетмены и право: каким образом в России регулируется модельное ракетостроение.

Регулированию такого хобби, как модельное ракетостроение, в России посвящено очень мало правовых актов. С одной стороны, ракетомоделизм не запрещен законом. Более того, по всей стране действуют десятки клубов ракетчиков, работает Федерация ракетомодельного спорта, организуются соревнования, в том числе Всероссийские соревнования по ракетомоделизму, проводимые в Пермском крае.

С другой стороны, на форумах ракетомоделистов люди постоянно задаются вопросами о легальности самостоятельных пусков ракет и правовых рисках этого хобби, отдельных лиц даже привлекают к уголовной ответственности за изготовление топлива для моделей ракет. Нигде нет четкого и понятного закона или правил, относящихся к ракетчикам-любителям.

Ситуация отличается от США, где ракетомоделизм более институционализирован и вопросы изготовления топлива для ракет и их запуска регулируются федеральным законодательством, а также изложены в справочниках Национальной ассоциации ракетомоделизма.

Этот материал представляет собой попытку разобраться в требованиях закона и установить границы легальности этого захватывающего хобби.

Требования к ракете

Вся суть, естественно, заключается в ракете: разработке ее конструкции, материалах, аэродинамике и прочих технических характеристиках. В России ракетомоделизм «обитает» только в одной категории правовых актов – приказах Министерства спорта РФ. Именно здесь можно найти единственную правовую информацию о нем, а именно – о требованиях к любительским ракетам.

В данном случае нас интересует Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 «Об утверждении правил вида спорта «Авиамодельный спорт». Если речь идет о том, что отнести к любительской модели ракеты, а что – к запрещенному снаряду, то правильнее всего ориентироваться именно на него.

Если цитировать Минспорта дословно, то модель ракеты – это...

... модель, изготовленная в основном из неметаллических материалов, поднимающаяся в воздух без использования аэродинамических подъемных сил для преодоления силы тяжести, приводимая в движение ракетным двигателем(ями) с использованием вертикального или почти вертикального свободного баллистического взлёта в конусе с углом 60°, ориентированном вертикально на стартовом устройстве (далее в конусе 60°) и включающая в себя устройства для безопасного возвращения на землю в состоянии, позволяющем ее повторное использование.

Другим словами, чтобы ракета считалась легальной, она должна соответствовать
следующим общим критериям:

  • Большая часть ее корпуса состоит из неметаллических материалов: рекомендуется использовать дерево, бумагу, резину или стеклопластик, полипропилен и другой разрушаемый пластик. Запрещено делать из металла головной обтекатель, корпус, оперение... и в принципе включать в конструкцию тяжелые металлические детали, которые при падении ракеты могут пробить чью-то крышу или голову. Во избежание неоднозначных ситуаций лучше вообще отказаться от металла.
  • Ракета поднимается в воздух исключительно за счет ракетной тяги без использования подъемной силы воздуха.
  • Ракета запускается в вертикальном положении, угол запуска модели к горизонту должен быть не менее 60°.
  • Конструкция включает в себя устройство безопасного возвращения и предполагает повторное использование. Обычно это обеспечивается посредством внедрения системы выброса парашютов.

Требования к параметрам ракеты

  • Максимальный стартовый вес (включая вес двигателя) – не более 11 500 г.
  • В момент запуска топлива в двигателях должно содержаться не более 200 г.
  • Суммарный импульс всех двигателей в момент запуска – не более 160 Ньютонов/cек.
  • Суммарный импульс нижней ступени должен быть равен или больше суммарного импульса последующей верхней ступени. Это же правило касается тяги, но не распространяется на боковые ускорители.
  • Длина корпуса – от 500 мм до 1 100 мм.
  • Диаметр корпуса – от 40 мм до 80 мм.

Требования к конструкции

  • Не более трех ступеней с двигателями (части, отделяющиеся в полете, но не оснащенные двигателями не считаются).
  • Двигатель должен работать на твердом топливе (например, на популярном среди моделистов карамельном топливе).
  • Параллельно с двигателем могут использоваться замедлители или вышибные заряды.
  • Ракета может быть радиоуправляемой.

Конечно, все указанное выше – требования к спортивным моделям, применяемым на соревнованиях. Но соответствие им самодельной ракеты при возникновении правовых вопросов всегда будет говорить в пользу того, что снаряд не неведомая потенциально опасная вещь, а легальная модель.

Требования к запуску

Итак, с разрешенными параметрами ракеты мы определились. Следующий важный вопрос – запуск.

Здесь все намного сложнее. Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 регулирует правила запуска моделей только в рамках проведения соревнований по авиамоделизму. То есть в рамках турниров или на специальных полигонах ДОСААФ, арендуемых кружками ракетомоделистов, единственным ограничением запуска ракеты могут быть только правила самих соревнований и полигона.

Всё, оставшееся за пределами спортивных состязаний ракетомоделистов, лишено специальных правил, что является ощутимым пробелом. Во-первых, не каждый любитель моделирования ракет жаждет принять участие в официальных запусках. Во-вторых, даже если ракетомоделист «заточен» под соревнования, ему необходима возможность осуществлять пробные запуски и по их результатам вносить изменения в конструкцию, которую он планирует использовать на спортивном турнире.

Здесь остается ориентироваться лишь на общие нормы об использовании воздушного пространства, применение которых к ракетам зависит от того, к какому типу воздушных аппаратов их следует гипотетически отнести.

Первый кандидат – это воздушные суда. Для них предусмотрено самое подробное регулирование, к ним относятся в т.ч. дроны и аэростаты. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ, воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом.

Ракета же выводится в атмосферу за счет собственной реактивной тяги без использования воздуха из окружающей среды. Да, каждая её ступень в итоге должна опускаться на землю при помощи парашютов, однако этот период запуска сложно назвать активным периодом полета ракеты – с таким же успехом в воздушные суда можно записать парашютистов.

Вывод о том, что ракета не относится к воздушным судам подтверждается и специальной литературой по данной теме (см., например: Ильин Н.Н. Авиационно-техническая экспертиза при расследовании преступлений // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. №4). А это значит, что к ракетам не применяются правила, касающиеся воздушных судов, в т.ч. относительно регистрации, постановки ракеты на учет и согласования плана полета (хорошая новость).

Как ни странно, по характеристикам наиболее близкой к любительским ракетам  является категория салютов и фейерверков (за неимением в законе более точного определения). Есть вертикальный подъем и использование для взлета исключительно взрывной тяги? Есть. Такой логикой и будет, скорее всего, руководствоваться правоприменитель.

При такой логике к ракетам применяется п. 56 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 №138, в соответствии с которым:

Использование воздушного пространства при проведении салютов и
фейерверков высотой более 50 метров или же в границах воздушных подходов вне зависимости от высоты осуществляется с разрешения оперативного органа Единой системы организации воздушного движения.

Единая система ОрВП, о которой идет речь в представленном отрывке, представляет
собой сеть диспетчерских пунктов по контролю воздушного движения, а под воздушными проходами подразумеваются границы заходов на посадку аэропортов, диспетчерские зоны, территории вертолетных площадок. Не стоит забывать также про запрещенные зоны, воздушное пространство над которыми закрыто для всех гражданских запусков, – военные полигоны, электростанции, города.

Таким образом, если расчетная высота полета ракеты меньше или равна 50 метрам
(примерно 15-этажное здание) и ее запуск планируется осуществить вне воздушных
коридоров, т.е. не мешать воздушным судам, то обязанности уведомлять о запуске нет.

В противном случае запуск, по-хорошему, придется согласовывать с властями, а именно – направлять заявку в зональный центр единой системы ОрВП, прикладывая к ней огромное количество документов относительно конструкции устройства, соблюдения правил безопасности, расчетных величин высоты и траектории. Успешность этой затеи будет крайне маловероятна.

Правовые риски

Стоит отметить, что топливо – самый проблемный и самый рисковый момент в ракетомоделизме. Изготовление твердого топлива самостоятельно (в т.ч. карамельного) формально подпадает под ст.223.1 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых веществ», так как твердое ракетное топливо отнесено к взрывчатым веществам (Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 №5).

Состав данной статьи формальный – это означает, что для привлечения к ответственности достаточно самого факта изготовления взрывчатого вещества, и не важно, в каких благих целях оно осуществлялось. Более того, эксперты-криминалисты, которые будут оценивать степень опасности таких составов, в силу загрузки, скорее всего, пойдут по пути наименьшего сопротивления, признав смесь опасной и не вдаваясь в споры относительно легальности и безвредности карамельного топлива.

Поэтому лучше всего покупать топливо или готовые модели в сертифицированных магазинах, сохраняя чеки о покупке на длительный срок (редкость таких магазинов и проблемы импорта – отдельный проблемный вопрос).

К запуску ракеты вне полигонов ракетомоделистов и за рамками соревнований также нужно относиться ответственно. Если любитель несогласованного запуска ракет на высоту более 50 метров будет обнаружен органами правопорядка, ему светит административная ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Более того, если в результате запуска ракеты будет причинен тяжкий вред здоровью людей или серьезный ущерб имуществу, ракетомоделист может «попасть» на ст. 271.1 УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства» (до 5 лет лишения свободы) и быть обязанным судом погасить весь причиненный материальный вред.

В связи с этим при самостоятельном запуске стоит избегать тех мест, где сохраняется гипотетическая опасность причинения вреда людям или имуществу, – вблизи дорог, ЛЭП, недалеко от зданий или поселений, над массовыми скоплениями людей и т.д.

Краткие рекомендации

  • Строим ракету в соответствии с требованиями Минспорта.
  • Не изготавливаем топливо самостоятельно (даже если речь идет о пороховых ракетах). Покупаем топливо отдельно или в комплекте с готовым конструктором модели в специализированных магазинах с сохранением чека.
  • Запуск осуществляем либо в рамках специальных зон, предназначенных для авиамоделизма (территории, на которых проводятся соревнования или которые прикреплены к клубам авиамоделистов, – обычно эти поля связаны с ДОСААФ), либо вдали от населенных пунктов, аэропортов, запретных зон, дорог, ЛЭП.
  • Не рекомендуется осуществлять самостоятельно, вне полигонов, запуск ракет на высоту более 50 метров. Однако если хочется, можно попытаться подать заявку на запуск в зональный центр единой системы ОрВП. Например, для запуска в Московской области таким будет являться Московский зональный центр МЦАУВД по адресу: г. Москва, ул. Большая Внуковская, д. 2А, стр. 1. Одобрение заявки никто не гарантирует.

Источник: заметка Анатолия Зазулина, INTELLECT, на сайте habr.ru

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

коммерческое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности