Мы в соцсетях
print

Принудительное лицензирование контента

В России может появиться принудительное лицензирование объектов авторского и смежного права.

Анастасия Герман, ведущий юрист INTELLECT, прокомментировала законопроект №184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Рассматриваемым законопроектом предлагается закрепить уже известный праву интеллектуальной собственности институт принудительной лицензии, однако в отношении новых объектов — авторских и смежных прав. Ранее такая возможность была установлена ст. 1362 ГК РФ только для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Примечательно, что автор законодательной инициативы предлагает внести изменения не в основной текст четвертой части ГК РФ, а в Федеральный закон от 18.12.2006 №231-ФЗ о введении ее в действие (ст. 13.2), определяющий в большей степени вопросы действия законодательства об интеллектуальной собственности во времени и предоставленных ранее прав на ее объекты. Тем самым подчеркивается вынужденный, но временный характер вводимого механизма принудительного лицензирования.

Предлагаемая новелла закономерна и ожидаема в текущих условиях и «санкционного» законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В силу известных политических событий часть иностранных правообладателей из недружественных стран и находящихся под их контролем российских юридических лиц без какого-либо обоснования отозвали выданные лицензии на объекты авторских и смежных прав – кинопроизведения, компьютерные программы, музыкальные коллекции, литературные и другие произведения, а также перестали осуществлять лицензирование новых объектов авторских и смежных прав. Речь идет, например, о таких крупных компаниях, как The Walt Disney Company, Netflix, Sony Pictures, приостановивших свою деятельность в России.

Из-за таких действий иностранных правообладателей широкий круг произведений науки, литературы и искусства, цифрового контента стал недоступным на территории России. Более того, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, ограничение доступа к таким объектам повлекло колоссальные убытки для российского бизнеса, который развивал инфраструктуру распространения контента – кинотеатры, цифровые платформы, и для учреждений культуры, которые создавали новые произведения – например, театральные постановки на основе литературных произведений зарубежных авторов.

Необоснованный отзыв и непредставление лицензий негативно сказывается и на сохранении института интеллектуальной собственности в стране, способствует развитию пиратства и нелегальному потреблению контента, ограничивает доступ граждан к научным и культурным ценностям.

По этой причине и в целях нивелирования таких неблагоприятных последствий действие рассматриваемой нормы предлагается установить с обратной силой, а именно — распространить ее на все правоотношения, возникшие с 24.02.2022, а также на обязательства, срок исполнения по которым наступил после этой даты.

Законопроектом устанавливается судебный порядок принудительного лицензирования объектов авторских и смежных прав. Для получения лицензии необходимо соблюсти ряд требований. Помимо указания в исковом заявлении предлагаемых условий принудительной лицензии, включая ограничения на использование объекта авторских прав, размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения, нужно будет доказать, что соответствующий объект авторских или смежных прав (а также иные объекты авторских и смежных прав, созданные с его использованием, или товары, в которых выражен такой объект) стал полностью недоступен на рынке. Недоступность объекта на рынке планируется подтверждать заключением уполномоченного федерального органа.

Данный механизм предлагается применять в двух разных случаях.

Первый — полный или частичный отказ от договора правообладателя из недружественных стран или лица, находящегося под его влиянием, а также осуществление действий, затрудняющих российской стороне использование соответствующих объектов. Этот случай не связан с нарушением российским лицензиатом своих обязательств по лицензионному договору. Механизм будет исключать возможность получения лицензии при расторжении договора по согласию сторон или при выводе правообладателем своего продукта на российский рынок с участием другого лицензиата и позволит использовать объекты авторских и смежных прав на ранее согласованных с правообладателем условиях.

Во втором случае — если объекты авторского и смежного права ранее не использовались на территории Российской Федерации — обратиться в суд для получения принудительной лицензии сможет любая организация по управлению правами на коллективной основе. При наличии других лиц, желающих получить такую лицензию, данная организация обязана будет предоставить такую лицензию на условиях, определенных решением суда.

Если правообладатель не сможет доказать, что отказ от лицензионного договора либо действия, препятствующие использованию объектов авторских или смежных прав, обусловлены уважительными причинами, суд примет решение о предоставлении лицензиату указанной лицензии с установлением ее стоимости не ниже ранее согласованной, что позволит исключить ущемление прав иностранного правообладателя.

Прекращение действия принудительной лицензии будет также осуществляться судом по заявлению правообладателя, если обстоятельства, обусловившие предоставление такой лицензии, перестанут существовать, и правообладатель заключит с российским лицом лицензионный договор на объекты авторских или смежных прав.

Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№34 (1235) / 2022)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

авторское право, интеллектуальная собственность, санкции, споры по интеллектуальной собственности

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности