print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

«Налоговая база по доходам»

Российский законодательный язык: кровь из глаз.

Как вы помните, некоторое время назад В.В. Путин, Президент страны с быстро растущей экономикой, которая вот-вот догонит Германию и войдет в пятерку крупнейших экономик мира, неожиданно анонсировал повышение ставки НДФЛ. Причем до этого доходов и золото-валютных резервов хватало, государство гордилось плоской шкалой налога. Каких-то три года назад Президент прямо говорил: «Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физлиц? Можно. Может быть, это и будет когда-то сделано, но сейчас, считаю, нецелесообразно, потому что, как только мы начнем это делать, после первого шага будет второй, третий, пятый, мы запутаемся в этой дифференциации, и в конце концов все это приведет к уклонению от уплаты налогов, и доходы в бюджет сократятся».

Но в июне 2020 года Владимир Владимирович неожиданно предложил с 1 января 2021 года отменить плоскую шкалу НДФЛ и увеличить налог с 13 до 15 процентов для тех, кто зарабатывает больше 5 миллионов рублей в год. Путин отметил, что введение плоской шкалы на доходы физлиц «в свое время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить налоговое администрирование», однако сейчас «с учетом нового качества администрирования, внедрения цифровых технологий появилась возможность распределять налоговую нагрузку более дифференцированно и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных, значимых для общества задач».

То есть бояться «запутаться в дифференциации» государство перестало.

И вот 17 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму проект соответствующего федерального закона – законопроект №1022669-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».

Казалось бы, изменения в НК РФ достаточно «точечные»... В силу действующего сейчас п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пункт 2, соответственно, устанавливает ставку для определенных доходов – 35% (призы и выигрыши в лотереи, в частности), п. 3 – 30% (доходы нерезидентов), п. 4 – исключён, п. 5 – 9% (в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года), ну, и п. 6 – 30% (в отношении дохода по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются иностранными номинальными держателями).

То есть, по идее, нужно немного подправить (дополнить) п. 1 ст. 224 НК РФ. Вот как бы вы сформулировали подобный текст?

Что-нибудь вроде:

«Дополнить п. 1 ст. 224 НК РФ абзацем вторым следующего содержания:

При превышении дохода налогоплательщика 5 миллионов рублей включительно, соответствующая сумма превышения облагается налогом по ставке 15 процентов.

Размер дохода для целей применения ставки 15 процентов определяется без учета предусмотренных законом налоговых вычетов, а также дохода, облагаемого налогом по иной налоговой ставке, предусмотренной настоящей статьей».

Если вы думаете, что Правительство РФ предлагает принять что-то подобное, то вы плохо знаете наше Правительство, соответствующий законопроект – на 19 (девятнадцати) листах.

И сакраментальный пункт 1 ст. 224 НК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

1. Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

 

13 процентов – если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

 

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, превышающей 5 миллионов рублей, – если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей.

Законопроект вводит в НК РФ новый термин «сумма налоговых баз», причем авторы законопроекта часть первую НК РФ очевидно не читали, поскольку в силу ст. 17 НК РФ налоговая база у каждого налога – одна.

Более того, и применительно к НДФЛ по Налоговому кодексу РФ налоговая база – одна, п. 1 ст. 210 НК РФ относит к ней «все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах». А п. 2 ст. 210 НК РФ окончательно закрывает этот вопрос, устанавливая, что «налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки». То есть все виды доходов, полученных налогоплательщиком, это и есть налоговая база по налогу на доходы физических лиц, даже если отдельные виды доходов облагаются по разным ставкам. Причем эта норма комментируемым законопроектом не изменяется.

Но Правительство РФ не ищет легких путей, упомянутым выше п. 2.1. ст. 210 НК РФ вводится еще один новый термин – «совокупность налоговых баз», причем одну из этих «налоговых баз» мы зачем-то объявляем «основной налоговой базой».

Применяя эти чудеса законодательной техники, пункт 2.1. ст. 210 НК РФ предлагается изложить в следующем виде:

2.1. Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации отдельно: налоговая база по доходам от долевого участия; налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; налоговая база по операциям займа ценными бумагами; налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании; налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе – основная налоговая база).

Поскольку мы игнорируем то, что налоговая база (по НДФЛ) – это и есть доход, у нас появляются тавтологические фразы типа «налоговая база по доходам», а также зубодробительные фразы типа «налоговая база по доходам в виде сумм прибыли...». На этом фоне «налоговая база по доходам по операциям» (с ценными бумагами) представляется почти литературным шедевром. Если не задавать вопрос, почему в одном случае это «база по доходам», а в другом – «база по операциям» (а ведь «по операциям» можно не доход получить, а убыток).

Вопрос про «налоговую базу по операциям займа ценными бумагами» сформулировал еще профессор Преображенский у Булгакова – бессмертным «кто на ком стоял?»

На этом фоне даже особо не удивляет введение «комбинированной» налоговой ставки (650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз...), 650 тысяч рублей – это, очевидно, 13% от 5 миллионов рублей.

К чему я это все написал?

Казалось бы, люди учились в российской (может быть, даже советской) школе, читали Пушкина, Гоголя, изучали литературный русский язык...

А потом они попадают в Правительство РФ и начинают писать: «Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов...» – и вот это вот всё.

Почему законопроекты в стране пишутся языком, от которого идет кровь из глаз? Вопрос, конечно, риторический...

Источник: заметка Романа Речкина, INTELLECT, в блоге на сайте Zakon.ru

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое право

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности