print

Мировые соглашения по налоговым спорам

Позиция ФНС России: мировое соглашение по налоговому спору бескомпромиссно.

ФНС России дала разъяснения о возможности заключения мировых соглашений (примирения) в налоговых спорах в Письме от 17.08.2023 №БВ-4-7/10590 «Об основных принципах урегулирования споров (мировых соглашений)». Ведомство четко обозначило, что оно вкладывает в содержание такого мирового соглашения. Документ прокомментировал Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT.

Письмо ФНС России показывает, как именно центральный аппарат ФНС представляет себе в 2023 году урегулирование налоговых споров в суде путем заключения мировых соглашений. Кратко этот подход можно охарактеризовать афоризмом: «Да. Но нет».

С одной стороны, ФНС подтверждает достаточно очевидный, вытекающий из закона тезис: «Налоговые органы в рамках экономических споров могут заключать соглашения об урегулировании споров». То есть мировые соглашения в налоговых спорах возможны, поскольку ни налоговым, ни процессуальным законодательством они не запрещены, более того, ч. 3 ст. 190 АПК РФ прямо предусмотрены варианты урегулирования спора, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.

Этот тезис не является новым: возможность заключения налоговыми органами мировых соглашений ФНС России подтверждала еще 10 лет назад, в своем письме от 02.10.2013 №СА-4-7/17648 «О практике заключения мировых соглашений налоговыми органами с налогоплательщиками в судах». Не оспаривал саму возможность заключения мировых соглашений по налоговым спорам, включая споры по НДС, и Верховный Суд РФ (см., например, определения ВС РФ от 29.06.2015 №305-КГ15-4678 по делу №А40-51469/14, от 03.05.2018 №307-КГ18-4549 по делу №А21-4556/2017). Кроме того, такая возможность прямо предусмотрена п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. №50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»; это разъяснение является действующим и применяется арбитражными судами.

С другой стороны, само содержание мирового соглашения понимается ФНС РФ предельно узко — это соглашение исключительно об «исполнении налоговых обязательств в полном объеме». А условия мирового соглашения «в любом случае должны обеспечивать исполнение налоговым органом его обязанностей и не могут противоречить действующему законодательству о налогах и сборах». То есть даже при заключении мирового соглашения налогоплательщик должен исполнить налоговые обязательства в полном объеме, уплатить все налоги в том размере, в каком они определены налоговым органом.

ФНС РФ особо оговаривает: «Предметом соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом». В частности, мировым соглашением нельзя снизить применимую налоговую ставку, изменить правила исчисления пеней, освободить налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.

В чем же тогда заключается возможный компромисс, составляющий суть мирового соглашения, для чего мировое соглашение нужно налогоплательщику?

По мнению ФНС РФ, по мировому соглашению налогоплательщик может «отказаться от требований по обжалованию ненормативного правового акта в полном объеме или в части (в случаях необходимости определения действительных налоговых обязательств)». При этом налоговый орган не поясняет, зачем для отказа (в части) от требований по оспариванию решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику нужно мировое соглашение, с учетом того, что отказ от требований в части — это право заявителя (налогоплательщика), для его реализации мировое соглашение не требуется.

Показательно, что ВАС РФ в п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. №50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» понимает мировое соглашение гораздо более гибко, указывая, что при урегулировании спора возможно «частичное или полное признание требований [налоговым органом] вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях».

Учитывая такое, предельно узкое, понимание содержания мирового соглашения ФНС РФ, количество заключаемых мировых соглашений по налоговым спорам, на наш взгляд, будет минимальным, все они будут заключаться в «ручном режиме», с прямой санкции руководства ФНС РФ, и преследовать единственную цель — показать в отчетности, что политика ФНС РФ является гибкой и «сервисноориентированной». На районные (межрайонные) инспекции ФНС РФ и методы их работы с налогоплательщиками это письмо никак не повлияет.

Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№35 (1286) / 2023)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

налоговое право, налоговые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности