*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Как открыть ломбард
Ломбардный бизнес: особенности регистрации и отчетности
Гуляев Сергей Юрьевич
Ломбард как юридическое лицо может создаваться в форме коммерческих корпоративных организаций, но дальнейшая деятельность ломбарда имеет свои особенности во многих аспектах.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее по тексту - Закон), ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой является предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Особенности текущей деятельности ломбарда
Деятельность ломбарда имеет следующие особенности:
1. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму (п. 2 ст. 2 Закона).
2. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (п. 4 ст. 2 Закона).
При создании ломбарда учредители вправе выбрать следующие виды деятельности согласно ОКВЭД:
- предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества;
- предоставление услуг по хранению ценностей;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
3. Ломбарды не вправе использовать упрощенную систему налогообложения. Таким образом, ломбарды могут использовать только общую систему налогообложения с исчислением НДС и налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Особенности представления отчетности ломбардами
В силу специфики своей деятельности ломбард признается участником финансового рынка. В связи с этим к ломбардам, помимо обязательных для всех коммерческих организаций требований о предоставлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, предъявляются дополнительные требования по предоставлению иной отчетности.
Так как регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Банком России, ломбард обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о его деятельности и персональном составе руководящих органов (ст. 2.3 и 2.4 Закона).
Срок подачи и форма отчета содержатся в Указании Банка России от 5 августа 2014 г. № 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда».
Отчет о деятельности ломбарда предоставляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода.
Отчет за календарный год предоставляется дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений.
Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Для сдачи отчета ломбарду необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрироваться в личном кабинете участника финансового рынка на официальном сайте Центрального банка РФ.
Персонал ломбарда
В составе работников ломбарда должен быть ответственный за соблюдение правил внутреннего контроля. К этому лицу предъявляются специальные требования:
- высшее образование по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки»;
- обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с получением соответствующего свидетельства;
- опыт работы, связанный с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, с указанием должностей и наименований организаций.
Страхование принятых вещей
Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение. Исходя из этого, у ломбарда должен быть заключен договор со страховой организацией для страхования принятых вещей (ст. 6 Закона).
Постановка на учет в Российской государственной пробирной палате
Если ломбард в процессе осуществления своей деятельности намерен принимать в качестве залога изделия из драгоценных камней и/или металлов, то такой ломбард должен быть поставлен на специальный учет в Российской государственной пробирной палате.
Как указано в п. 3 Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденной приказом Минфина РФ от 16 июня 2003 г. № 51н (далее по тексту — Инструкция), на специальный учет ставятся организации независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, использующие в качестве залога или принимающие в залог, скупающие, торгующие, экспонирующие, хранящие, перевозящие драгоценные металлы и драгоценные камни.
В п. 6 и 7 Инструкции закреплено, что для постановки на специальный учет ломбарду нужно предоставить в Государственную инспекцию пробирного надзора по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о постановке на специальный учет;
- карта постановки на специальный учет (в 2-х экземплярах);
- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации;
- нотариальная копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копия информационного письма территориального органа статистики;
- нотариальная копия договора аренды помещения, либо свидетельства о праве собственности на помещение, в котором расположен ломбард;
- нотариальная копия устава.
- На практике инспекция пробирного надзора также запрашивает:
- план-схему помещения, в котором располагается ломбард, с обозначением мест, где находятся весы и сейф;
- действительную выписку из ЕГРЮЛ (не позднее 2-х месяцев со дня получения).
Согласно п. 13 Инструкции, решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на специальный учет принимается госинспекцией в течение 5 рабочих дней после приема документов.
При постановке на специальный учет Государственная инспекция по пробирному надзору выдает свидетельство о постановке на специальный учет и второй экземпляр карты постановки на специальный учет с подписью руководителя государственной инспекции.
Регистрация в налоговом органе
Процесс регистрации ломбарда как юридического лица проходит по общим правилам в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для регистрации ломбарда в налоговый орган подается следующий пакет документов:
- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001;
- протокол о создании общества либо решение единственного участника;
- устав общества в 2-х экземплярах;
- квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
После принятия решения о регистрации ломбарда налоговый орган передает информацию о ломбарде в Центральный банк РФ.