print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Изменения в законодательстве о СМИ

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения в закон «О средствах массовой информации».

Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, подготовил обзор наиболее значимых изменений в Закон «О СМИ», вступающих в силу с началом 2018 года.

Изменения в закон «О средствах массовой информации» внесены Федеральным законом от 29.07.2017 г. №239-ФЗ. О наиболее интересных изменениях и рассказывается в настоящей статье.

Изменения в порядке регистрации СМИ

  • У заявителей появилась возможность подачи документов для регистрации СМИ в электронной форме. Подписать документы можно квалифицированной электронной подписью и направить в Роскомнадзор с помощью Единого портала государственных услуг.
  • Увеличился срок регистрации. Ранее решение о регистрации принималось в месячный срок, после 1 января 2018 года срок составит 30 рабочих дней.
  • Свидетельство о регистрации заменяется на выписку из реестра средств массовой информации. Выписка из реестра будет выдаваться в течение 5 рабочих дней лично заявителю, либо направляться по почте. При этом сведения о регистрации СМИ должны включаться в реестр в день принятия решения об этом.

Перерегистрация СМИ и уведомления в Роскомнадзор

В ст. 11 Закона «О СМИ» термин «перерегистрация» заменен на фразу «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации». В одних случаях потребуется внести изменения в запись о регистрации, в других — уведомить регистрирующий орган.

Вам понадобится внести изменения в запись о регистрации СМИ в случаях:

  • смены учредителя, изменения состава соучредителей;
  • смены наименования (названия);
  • смены языка (языков);
  • изменения примерной тематики и (или) специализации;
  • изменения территории распространения продукции;
  • изменения доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания);
  • смены формы и (или) вида периодического распространения массовой информации.

Вам будет необходимо направить уведомление в Роскомнадзор в случаях:

  • изменения места нахождения учредителя и (или) редакции;
  • изменения периодичности выпуска и максимального объема средства;
  • принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности.

Внесение изменений в запись о регистрации производится в том же порядке, что и первичная регистрация.

Уведомление направляется в Роскомнадзор в течение 30 дней со дня возникновения основания. Уведомление необходимо вручить лично или направить заказным отправлением с уведомлением о вручении, или, подписав квалифицированной электронной подписью, направить его с помощью Портала государственных услуг.

Выходные данные СМИ

Изменения в порядке указания выходных данных коснулись газет и сетевых изданий.

Для газет исключили обязанность публиковать в выходных данных время подписания в печать (установленное по графику и фактическое).

Выходные данные периодических печатных изданий должны содержать следующие сведения:

  • наименование (название) издания;
  • учредителя (соучредителей);
  • фамилию, инициалы главного редактора;
  • порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет;
  • индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • тираж;
  • цену либо пометку «Свободная цена», либо пометку «Бесплатно»;
  • адреса редакции, издателя, типографии;
  • знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • регистрационный номер и зарегистрировавший орган.

Сетевым изданиям в выходных данных необходимо указывать:

  • наименование (название) издания;
  • учредителя (соучредителей);
  • фамилию, инициалы главного редактора;
  • адрес электронной почты и номер телефона редакции;
  • знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • регистрационный номер и зарегистрировавший орган.

Госпошлина за регистрацию СМИ

Изменяется размер госпошлин за регистрацию СМИ (изменения внесены Федеральным законом от 29.07.2017 г. №253-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

За государственную регистрацию СМИ, за внесение изменений в запись о регистрации СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации — 8 000 рублей.

За государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования — 4 000 рублей.

За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации — 8 000 рублей.

Повышающие и понижающие коэффициенты госпошлины за регистрацию СМИ:

  • при регистрации СМИ рекламного характера, внесении изменений в запись о регистрации такого СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;
  • при регистрации СМИ эротического характера, внесении изменений в запись о регистрации такого СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;
  • при регистрации СМИ, внесении изменений в запись о регистрации СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), специализирующегося на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в 5 раз.

Иные изменения

В статью 2 Закона введено понятие регистрирующего органа: это федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, уполномоченный Правительством РФ осуществлять регистрацию СМИ — Роскомнадзор.

Появились дополнительные ограничения, касающиеся учредителя и главного редактора (ст. 7 и 19 Закона «О СМИ»): не может выступать учредителем СМИ и (или) быть главным редактором гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным.

Уточнен порядок прекращения деятельности СМИ в судебном порядке в случаях реорганизации или ликвидации юрлица-учредителя СМИ, а также смерти физлица-учредителя СМИ.

В статье 16 Закона «О СМИ» появилось понятие «предупреждение» — это ненормативный акт Роскомнадзора, издаваемый в целях профилактики нарушений законодательства о средствах массовой информации и указывающий на их недопустимость.

Основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации прописаны в статье 54 Закона «О СМИ».

Статья Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-С, опубликована в блоге mediapravo.com

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

медиа

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности