print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Развитие регионального юрбизнеса в 2013 году

Региональные юркомпании вырастут за счет федеральных и иностранных клиентов, до этого работавших только с московскими юрфирмами.

Крупный бизнес наконец распробовал юристов на вкус и цвет, став значительно разборчивее при первичном выборе и мобильнее при смене юридических фирм

Положительные моменты

Российский рынок юруслуг в этом году, как и прежде, развивался линейно, без скачков. Хотя совокупный доход юрфирм рос в разы быстрее инфляции, он все еще бесконечно далек от показателей, которые могли хоть как-то влиять на экономику страны или отдельных регионов.

Чтобы понять, на каком уровне находится национальный юридический бизнес, достаточно посмотреть на выручку лидера российского рынка юруслуг, который зарабатывает в двадцать раз меньше, чем лидер рынка США, и чуть больше, чем аутсайдер американского юридического рейтинга AmLaw200. Причем, от начала списка до его конца снижение доходов американских юрфирм происходит плавно: 2,5 млрд. долларов (1-е место, 20 юрфирм имеют выручку больше 1 млрд.долларов в год), 311 млн. долларов (101-е место), 90 млн. долларов (200-е место). Объем рынка юруслуг США, занимаемый двумястами компаниями, приближается к космической сумме в 100 млрд. долларов.

В России же ситуация иная: во-первых, лидеры национального юррынка не достигли сколь-нибудь сравнимого уровня по статистическим показателям с американскими юрфирмами второго эшелона; во-вторых, рызрыв в доходах между лидером и аутсайдером достигает двух порядков; в третьих, классовое неравенство отмечается уже в первой десятке лидеров российского юрбизнеса, когда разница в выручке рядом стоящих юридических компаний кратна в разы.

Именно факт того, что удельный вес юридического сектора в экономике России меньше статистической погрешности, обуславливает стагнацию реформы рынка юридических услуг, о которой «так долго говорили большевики» - я имею в виду введение адвокатской монополии. То, что законодателю и регуляторам неинтересно заниматься такой ерундой как юридический бизнес, я считаю положительным явлением — еще не время.

Другой плюс — рост требований доверителей к качеству юруслуг. Видно, что бизнес распробовал юристов на вкус и цвет, став значительно мобильнее и разборчивее при первичном выборе и смене юридических консультантов. У этой положительной тенденции есть три причины:

  • во-первых, на федеральном уровне ряд компаний-заказчиков возложили на свои юридические департаменты функцию отбора внешних консультантов и контроля за ними. Как следствие, выросла культура потребления юридических услуг, выросли требования к юридическим фирмам, а значит, и качественные показатели их работы;
  • во-вторых, юридический бизнес вышел из тени, стал публичным, проактивным в СМИ и в обществе, раскрыл свои показатели, участия в российских и международных рейтингах;
  • в-третьих, желая предоставить своим клиентам лучший сервис, юридические фирмы стали обмениваться компетенциями — передавать отдельные поручения своих клиентов командам с более узкой специализацией в отдельных вопросах.

Рост требований к качеству юруслуг, рожденный крупным российским и иностранным бизнесом, не обошел своим вниманием регионы. Не последнюю роль в этом сыграли иностранные заказчики юруслуг, которые также увеличили свою бизнес-активность за пределами Москвы, привлекая к работе региональные юридические фирмы. Это веяние внесло столичное разобщение в некогда однородный региональный рынок юридических услуг: выделились локальные высококлассные юрфирмы, претендующие на юридический бюджет федеральных и иностранных компаний-заказчиков. С другой стороны, оформились юркомпании-маргиналы, оставшиеся в тени, занимающиеся юруслугами низкой ценности в нижнем ценовом сегменте, черными (незаконными) юридическими технологиями, созданием и обслуживанием фирм-однодневок, не брезгующие даже обналичиванием денежных средств.

Супер-тенденция: к региональным юркомпаниям проявили интерес мировые профильные юридические рейтинги, которые раньше не замечали никого на рынке юридических услуг в России, кроме российских и иностранных юридических фирм, базирующихся в Москве. В этом году представители авторитетного международного рейтинга Chambers and Partners начали исследовать региональный рынок юридических услуг в России. Попадание в этот рейтинг дает шанс региональному юридическому бизнесу существенно увеличить количество иностранных клиентов и по-взрослому конкурировать со столичными юридическими фирмами на своей территории.

 Отрицательные моменты

Проблема объединения Высшего арбитражного суда и Верховного суда РФ. Одна высшая судебная инстанция, безусловно, лучше чем две, с точки зрения исключения шизофрении в судебной практике и придания ей единообразия. Но юристы, в силу своей профессии, очень консервативны и подобные реформы воспринимаются ими крайне отрицательно. Юристы опасаются, что это не слияние, а поглощение лучшего худшим, которое может отрицательно повлиять на всю судебную систему в целом и, следовательно, на весь российский бизнес, на инвестиционную привлекательность страны. Есть серьезные основания считать, что передовое наследие Высшего арбитражного суда РФ не будет востребованным новым объединенным судом, что опытные арбитражные судьи всех уровней и их аппарат не приживутся в новой "кислотной среде", что система арбитражных судов растворится в системе обших судов без остатка, так и не передав никому своей технологичности и независимости.

На региональном уровне юрбизнес беспокоится за то же, за что беспокоятся участники остальных рынков – как будет развиваться российская экономика. Сейчас она стагнирует, и мы опасаемся нового витка кризиса, который приведет к снижению бюджетов на юридические услуги.

Статья опубликована в журнале «Деловой Квартал», № 46(904)

    HR, карьера, офисы, профессиональное развитие, развитие бизнеса

    Похожие материалы

    Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


    Екатеринбург
    +7 (343) 236-62-67

    Москва
    +7 (495) 668-07-31

    Нижний Новгород
    +7 (831) 429-01-27

    Новосибирск
    +7 (383) 202-21-91

    Пермь
    +7 (342) 270-01-68

    Санкт-Петербург
    +7 (812) 309-18-49

    Челябинск
    +7 (351) 202-13-40


    Политика информационной безопасности