print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Что же доктор прописал?

О рекламе медицинских услуг и методов лечения.

Обратите внимание на разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Уже несколько лет подряд в топ нарушений законодательства о рекламе попадает ненадлежащая реклама медицинских услуг и методов лечения. И это неудивительно. Участники рынка помнят период неразберихи 2013-2014 годов, когда рекламу методов лечения то запрещали, то разрешали, то ограничивали.

С 30 июня 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), разрешающие рекламировать медицинские услуги любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 данного закона, а также общих требований, предъявляемых к рекламе. И, казалось бы, основные проблемы были решены. Тем более что позднее ФАС РФ выпустила Письмо №АД/26584/15 от 28.05.2015 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе». В частности, было дано следующее понятие методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации: это  способы, приемы  проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Однако 18 августа 2016 года Верховный Суд РФ вынес решение по делу №АКПИ16-546, которым указанное письмо было признано частично недействительным. Верховный Суд посчитал, что ФАС России не вправе давать разъяснения, касающиеся законодательства в сфере охраны здоровья граждан, поскольку эта сфера не относится к ее компетенции.

Разбираясь в терминологии, мы увидим, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит следующее понятие: медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

То есть фактически 323-ФЗ не разграничивает методы профилактики от медицинских услуг, в отличие от Закона о рекламе, который устанавливает различные требования для рекламирования медицинских услуг и методов лечения.

Так, часть 8 статьи 24 Закона о рекламе допускает размещение рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

При этом часть 3 статьи 24 Закона о рекламе устанавливает, что реклама медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна:

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Кроме того часть 7 статьи 24 Закона о рекламе обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (за исключением такой рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники).

Таким образом, Закон о рекламе допускает распространение рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, при условии соответствия такой рекламы как общим требованиям к рекламе, установленным статьей 5 данного закона, так и специальным требованиям к рекламе, установленным частью 3 статьи 24 данного закона.

Необходимо отметить, что требования части 8 статьи 24 Закона о рекламе не распространяются на рекламу медицинских услуг. То есть размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений пунктов 2-5 части 1 и части 7 статьи 24 Закона о рекламе, а также иных общих требований.

Следовательно, необходимо обратить внимание на разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. В связи с этим ФАС РФ выпустил очередное разъяснение «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17).

По мнению ФАС России, при отнесении той или иной рекламы к рекламе медицинских услуг либо к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего.

Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2017 года №804н. Номенклатура действует с 1 января 2018 года.

Указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг (при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации).

Данный подход также подтверждается судебной практикой. В частности, из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама не нарушает часть 8 статьи 24 Закона о рекламе.

При этом суды отмечают, что реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе (см. Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 №303-КГ16-8450 по делу №А04-5936/2015).

Об ответственности за нарушения законодательства о рекламе

Как указано в Письме ФАС России от 21.06.2017 г. АД/41673/17, статья 24 Закона о рекламе предусматривает, что реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации является частью рекламы медицинских услуг (кстати говоря, все разъяснения антимонопольного органа, согласно письму ФАС России от 26.08.2016 г. №ИА/58910/16, обязательны для исполнения территориальными управлениями ФАС).

Поэтому в случае выявления нарушения законодательства о рекламе в рекламе медицинских услуг, в состав которой входит не только реклама методов лечения, но также и реклама методов профилактики, диагностики и медицинской реабилитации, применяются положения части 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в части требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Статья Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-Сопубликована в журнале National Business (в номере за декабрь 2017 – январь 2018)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

антимонопольное регулирование, реклама

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности