print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Что соцсети должны пользователям: новый закон

Закон о социальных сетях вступит в силу с 1 февраля 2021 года.

Законом о социальных сетях назвали новую статью 10.6 Закона №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Понятие социальной сети

Под новое понятие попадают традиционные соцсети, такие как: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Яндекс.Дзен, МойМир. Сюда же относятся сайты с объявлениями типа Avito и Юла. YouTube и TikTok, само собой. Даже некоторые мессенджеры, например Telegram, соответствуют признакам соцсети — там можно создавать свои каналы (страницы).

Сложносочиненное понятие соцсети спрятано в часть 1 пункта 1 статьи 10.6:

1) не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации и иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - социальная сеть), в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

Многие эксперты уже оценили этот прекрасный пример юридических формулировок. Но моя цель сейчас не покритиковать, а рассказать, какие права у нас, обычных пользователей соцсетей, появятся.

В некоторых случаях я буду приводить примеры, взяв за образец текущие правила соцсети ВКонтакте.

Извлекаю понятие из дебрей канцелярита:

Социальная сеть — это сайт или приложение с посещаемостью более 500 000 пользователей в сутки.

Да, есть еще признаки, которые перечислены в этом законе, но для нас они не столь существенны: пользователи должны находиться в России, язык — русский или народов России, на сайте может размещаться реклама.

Количество пользователей будет определять Роскомнадзор с помощью специальной программы, которую владелец соцсети будет обязан внедрить в свой сайт. Методику подсчета РКН тоже утвердит, но позднее.

Роскомнадзор будет вести реестр соцсетей. Можно будет узнавать о новых популярных площадках у этого ведомства. Но не факт: его могут сделать по аналогии с реестром операторов персональных данных — пока не вобьешь ссылку в специальную форму, не узнаешь.

В некоторых случаях ведомство будет защищать пользователей от необоснованной блокировки. Так что если кого-то забанят, то можно жаловаться в Роскомнадзор (всем, кроме Трампа: он не гражданин РФ).

Права пользователей соцсети

Владелец соцсети обязан разработать правила, которые не должны противоречить закону. В правилах подробно отразятся следующие права:

1. Право на получение информации

Каждый пользователь должен быть проинформирован об изменении Правил. Смотрим редакцию документа ВК, существовавшую на дату публикации статьи:

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены и/или дополнены Администрацией Сайта в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления. Настоящие Правила являются открытым и общедоступным документом. Действующая редакция Правил располагается в сети Интернет по адресу: http://vk.com/terms. Администрация Сайта рекомендует Пользователям регулярно проверять условия настоящих Правил на предмет их изменения и/или дополнения. Продолжение использования Сайта Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в настоящие Правила означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

Как видно из примера, ВК должен поменять этот пункт не позднее 1 февраля. Проверим)).

2. Право на получение ответа

На каждый запрос пользователя по новому закону админы должны отвечать не позднее 30-ти календарных дней.

Текущая же редакция правил ВК вообще не содержит обязанности отвечать своим пользователям. Наверняка многие сталкивались с письмами без ответа.

3. Право на информированный бан

Если пользователя блокируют, то с обязательным уведомлением о причинах блокировки.

Правила ВКонтакте на дату размещения статьи:

8.6. Администрация Сайта не несет ответственности за нарушение Пользователем настоящих Правил и оставляет за собой право по своему собственному усмотрению, а также при получении информации от других пользователей либо третьих лиц о нарушении Пользователем настоящих Правил, изменять (модерировать), блокировать или удалять любую публикуемую Пользователем информацию, нарушающую запреты, установленные настоящими Правилами, приостанавливать, ограничивать или прекращать доступ Пользователя ко всем или к любому из разделов или функционалу Сайта, исключать из системы поиска и/или заблокировать Сообщество в любое время по любой причине или без объяснения причин, с предварительным уведомлением или без такового.

4. Право оспорить блокировку

Каждый заблокированный пользователь может оспорить блокировку, написав владельцу соцсети. В течение трех дней с момента получения жалобы администрация должна ее рассмотреть и дать пользователю ответ по существу.

Если пользователя ответ не устроит, то он вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене блокировки. Роскомнадзор в свою очередь может направить владельцу соцсети требование о восстановлении доступа к странице.

Обратите внимание! Блокировку можно оспорить только в случае распространения запрещенной информации, перечисленной в законе. Но если пользователя заблокируют за нарушение других правил, например, за нарушение авторских прав или спам, то увы.

Обязанности социальной сети

Новый закон возлагает на соцсети множество новых требований, часть из них выполнялась раньше добровольно. Сейчас же это обязанности, за неисполнение или нарушение которых предусмотрены огромные штрафы.

Владелец соцсети обязан:

  • не допускать использование соцсети для распространения запрещенной информации;
  • не допускать нецензурную брань — получается, что мат в соцсетях запрещен;
  • не допускать распространение порочащих граждан сведений;
  • соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
  • соблюдать ограничения предвыборного законодательства;
  • разместить специальную форму обращений пользователей для жалоб на контент;
  • ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений пользователей;
  • осуществлять мониторинг социальной сети для выявления запрещенной информации.

Сейчас мониторинг ВК делает в добровольном порядке:

Резюме

Многие действующие правила на самом деле гораздо суровее. А дополнительные обязанности, возведенные в закон, несомненно изменят работу соцсетей. Как — скоро узнаем.

Ну, и напоследок:

Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10.6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Это новая часть 5 статьи 17 Закона "Об информации...". Она позволяет защищать свои права в суде. А это, в свою очередь, многое может изменить.

Будем наблюдать.

Источник: статья Михаила Хохолкова, INTELLECT, в авторском блоге Mediapravo.com

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

авторское право, деловая репутация, медиа, персональные данные

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности