Суд Роспатента признали медлительным
Конституционный Суд РФ указал Роспатенту на необходимость установить разумные сроки рассмотрения административных споров.
Роспатенту следует быть расторопнее: Конституционный Суд рассмотрел запрос Суда по интеллектуальным правам, поданный по инициативе ИНТЕЛЛЕКТ-С.
Запрос о проверке конституционности ряда положений ГК РФ и действующих во взаимосвязи с ними Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам был направлен в Конституционный Суд Судом по интеллектуальным правам. Инициатива же разрешения проблемы нетерпимо долгого рассмотрения Роспатентом споров на досудебной стадии принадлежала Максиму Лабзину, партнеру, руководителю московского офиса ИНТЕЛЛЕКТ-С. Соответствующее мотивированное ходатайство он подал во время судебного процесса в Суде по интеллектуальным правам (№СИП-242/2015), где от имени доверителя ИНТЕЛЛЕКТ-С оспаривалось бездействие Роспатента.
Как мы уже рассказывали, клиент ИНТЕЛЛЕКТ-С обратился в Роспатент с возражением против выдачи патента на полезную модель конкуренту, но столкнулся с неожиданной проблемой: оказалось, что госорган готов рассмотреть этот спор лишь через год после принятия возражения к рассмотрению.
Определение Конституционного Суда по запросу Суда по интеллектуальным правам было опубликовано 6 апреля 2016 года. КС РФ, по сути, согласился с аргументом Максима Лабзина о том, что статья 45 Конституции РФ требует от государства осуществить нормативное регулирование разумной продолжительности рассмотрения споров в административном порядке. Это необходимо для эффективной защиты прав одних частных лиц от их нарушения другими частными лицами. Чрезмерные или неопределенные сроки приводят к нестабильности правовых отношений и означают отсутствие эффективной судебной защиты, поскольку стороны в течение долгого времени не могут перенести свой спор в суд.
К тому же отсутствие нормативно установленных сроков рассмотрения таких споров может повлечь за собой наделение Роспатента неограниченными полномочиями определять, когда будет рассмотрен тот или иной спор. В этом, безусловно, есть коррупционный риск, о чем также было написано в ходатайстве ИНТЕЛЛЕКТ-С.
Вместе с тем, КС РФ указал, что существующая проблема должна быть решена конкретизацией сроков не в ГК РФ, а в соответствующем подзаконном акте, который до сих пор не разработан. Это стало причиной неприкрытой критики Конституционным Судом действий, а точнее, бездействия Роспатента и Минэкономразвития. Поэтому, несмотря на то, что КС РФ в своем определении признал запрос Суда по интеллектуальным правам не подлежащим дальнейшему рассмотрению, результат обращения, вне всякого сомнения, можно считать положительным.
Действительно, серьезных доводов в пользу того, что сроки рассмотрения патентных споров должны быть установлены именно в ГК РФ, юристы не видят. Однако без оспаривания соответствующих положений ГК РФ вряд ли можно было бы рассчитывать на содержательное определение КС РФ (так называемое «определение с позитивным содержанием»). В данном случае оно получилось именно таким, и Конституционный Суд, по сути, считает необходимым принять новые правила рассмотрения патентных споров – правила, в которых содержится указание конкретных и, что самое важное, разумных сроков. Таким образом, есть надежда, что практика изменится, и Роспатент будет рассматривать административные споры гораздо быстрее, чем сейчас.