print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

В соре рождается истина

В Стерлитамаке развернулась борьба за крупный контракт на вывоз мусора.

14.08.2019 | КоммерсантЪ | Булат Баширов, Майя Иванова

Торги на крупный контракт одного из пяти башкирских регоператоров по обращению с ТКО — компании «Эко-сити» — спровоцировали жалобы участников рынка и разбирательство в УФАС. Три компании из Стерлитамака и Мелеуза, занимающиеся вывозом мусора, считают, что регоператор намерен передать контракт аффилированной компании, а та, в свою очередь, передаст его им на субподряд на невыгодных условиях. Заявители жалуются на ограничение конкуренции с помощью искусственного укрупнения лота и установления неподъемной суммы обеспечения. В «Эко-сити» претензии в свой адрес называют необоснованными. Юристы разошлись в оценке перспектив удовлетворения жалобы.

Башкирское управление ФАС сегодня намерено приступить к рассмотрению жалобы на действия одного из пяти региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами — компании «Региональный оператор "Эко-сити"» (принадлежит предпринимателям Семену Земскову, Айрату Максадову и Айнуру Гайнуллину). В июле компания объявила аукцион на отбор компании по вывозу ТКО в Стерлитамаке, Стерлитамакском, Миякинском, Гафурийском и Аургазинском районах. Стоимость контракта — 1,3 млрд руб. Он предусматривает вывоз 3,63 млн куб. м мусора с января 2020 до 31 декабря 2022 годов, транспорт подрядчика должен иметь подключение к ГЛОНАСС, чтобы регоператор мог отследить его передвижение. Подвести итоги тендера «Эко-сити» планирует 21 августа.

С жалобой в УФАС обратились транспортные компании, которые уже работают на рынке вывоза мусора,— стерлитамакские «Дворэкосервис» (принадлежит Ольге Антоновой и Алексею Гурьеву) и «Спецавтохозяйство» (принадлежит администрации Стерлитамака), а также мелеузовское ООО «Экотех-Мелеуз» (владелец — Тимур Ахметшин). По их мнению, регоператор сформировал аукционную документацию таким образом, чтобы ограничить число участников, чем нарушил ФЗ «О защите конкуренции». Для этого, отмечается в жалобах, «Эко-сити» выставил на торги очень крупный лот, хотя услуги должны оказываться в значительно удаленных друг от друга районах, и потребовал очень высокий размер обеспечения — 63,64 млн руб. для заявки и 127 млн руб. для контракта.

В жалобах отмечается, что в аукционной документации нет сведений о полигонах, куда должны свозиться ТКО, и о контейнерных площадках, где надо забирать мусор. Условия аукционной документации не позволяют участвовать в торгах 90% местных транспортных компаний, а составлены под двух-трех крупных игроков, отмечают заявители. По их мнению, небольшим игрокам придется уйти с рынка. Наконец, в жалобах указывается, что «Эко-сити» предложил завышенную стоимость транспортировки ТКО — 350 руб. за куб. м, в то время как, например, «Дворэкосервис» направлял коммерческое предложение о готовности исполнить тот же объем работ в два раза дешевле, за 150 руб. за куб. м.

«Эко-сити» в 2018 году было отобрано министерством экологии для обслуживания зоны, куда входят города Кумертау, Салават, Сибай, Стерлитамак и 18 районов с проживанием 1,35 млн человек. С компанией заключен контракт стоимостью 16,09 млрд руб. со сроком действия до августа 2027 года.

Владелец компании «Экотех-Мелеуз» Тимур Ахметшин сообщил, что направил жалобу в антимонопольное управление, так как уверен, что торги проводятся под аффилированного с «Эко-сити» участника. «В конце прошлого года "Эко-сити" заключил контракт с "Эко-сити Юг", которая привлекла нас на субподряд. Но если регоператор платит "Эко-сити Югу" по 608 руб. за куб. м, то тот нам оплачивает за такой же объем вывоза мусора всего 115 руб. В начале года нас торопили с заключением договоров, заявляли, что понимают, что эта цена не отражает затрат, обещали ее пересмотреть, но этого не случилось», — отметил собеседник. Он опасается, что трехлетний контракт будет заключен на тех же условиях субподряда: «Оставят за собой сбор мусора в городе, который можно организовать двумя КамАЗами, а все остальное отдадут на аутсорсинг».

Собеседник в ООО «Спецавтохозяйство», просивший не называть его фамилию, также недоволен тем, что в «Эко-сити» называли первоначальные условия работы с субподрядчиками «временными», но ничего не поменялось. «По опыту этого года работы мы поняли, что так работать невозможно», — добавил он.

Генеральный директор «Дворэкосервиса» Антон Подоплелов для комментариев вчера был недоступен.

Совладелец «Эко-сити» Семен Земсков претензии в адрес регоператора считает необоснованными. «Согласно постановлению правительства России («Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора». — "Ъ") мы обязаны разбить торги не менее чем на три лота, что мы и сделали. И еще около 15% территории мы разбили для игроков малого и среднего бизнеса — всего 53 лота. Мы никаких нарушений не видим и рассчитываем, что у УФАС будет такая же позиция», — сказал предприниматель. Недовольство компаний, обратившихся в антимонопольное ведомство, он связывает с тем, что «они привыкли работать по старинке, возят мусор на тракторных тележках и не вкладываются в развитие». «Им только и остается, что жаловаться», — заключил он.

«Цена контракта может отпугнуть потенциальных участников торгов, но не может быть доказательством ограничения конкуренции, если определена в установленном законом порядке,— сомневается в перспективах удовлетворения жалоб юрист практики имущественных и обязательственных отношений компании "Амулекс" Виктория Соколова.— Само по себе создание укрупненных лотов нарушением не является, если не будет доказана причинно-следственная связь между укрупнением и ограничением доступа к торгам.

Ссылки заявителей на то, что большую часть хозяйствующих субъектов на рынке составляют малые предприятия, требуют обоснования, а иные доводы подлежат тщательному изучению. Напрямую ограничение конкуренции они не подтверждают».

Наш комментарий:

Андрей Тронин, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Наиболее сильным доводом является отсутствие в аукционной документации данных об объеме контейнеров в местах размещения ТКО.

По мнению руководителя практики «Контрактная система и коммерческие закупки» юридической фирмы INTELLECT Андрея Тронина, «наиболее сильным доводом является отсутствие в аукционной документации данных об объеме контейнеров в местах размещения ТКО». «Если этот довод подтвердится, то вполне вероятно, что закупка будет отменена с выдачей предписания заказчику», — полагает эксперт.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

антимонопольное регулирование, госзаказ, коммерческие споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности