print

Спецсчета для доходов иноагентов

Доход иноагента от отчуждения исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности предлагается помещать на спецсчет.

Согласно законопроекту, списание денег со спецсчета по обязательствам иноагента станет возможным по решению суда о взыскании этих средств в бюджет.

22.11.2024 | Адвокатская газета | Зинаида Павлова

20 ноября Госдума приняла в первом чтении поправки (законопроект №769486-8) в Закон об иноагентах, вводящие особый статус вознаграждений и иных платежей, причитающихся иноагенту в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Согласно законопроекту, в реестре иностранных агентов будут содержаться сведения о реквизитах специального рублевого счета иноагента для получения причитающихся ему вознаграждения и иных платежей, в том числе неустоек, штрафов, пени и иных финансовых санкций, от физических или юридических лиц в связи с отчуждением или использованием исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, открытого в уполномоченном банке, режим которого будет установлен Советом директоров ЦБ. Нельзя будет зачислять на такой спецсчет платежи по иным основаниям. На имя иноагента можно будет открыть только один спецсчет. В связи с этим его обяжут сообщать о наличии такого статуса своим контрагентам в рамках отчуждения или использования исключительного права на РИД или средство индивидуализации. Иноагент сможет получать вознаграждение и иные платежи в рамках вышеуказанных правоотношений лишь путем их зачисления на спецсчет. Зачисление денег на такой счет станет надлежащим исполнением обязательств плательщика.

Если на дату осуществления платежа у контрагента не будет информации о реквизитах спецсчета иноагента, такой счет может быть открыт на основе заявления плательщика. Когда на день поступления заявления в банке уже открыт спецсчет, он сообщит реквизиты этого счета заявителю. При отсутствии спецсчета на день поступления такого заявления банк откроет его без личного присутствия иноагента или его представителя. В этом случае он проведет идентификацию нового клиента — иноагента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в соответствии с требованиями Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и принятых нормативных актов ЦБ на основе доступных в сложившихся обстоятельствах документов или сведений об этих лицах не позднее 45 календарных дней после дня открытия на имя иноагента спецсчета.

Если спецсчет иноагента не будет открыт ранее по вышеуказанному основанию, он должен быть открыт иноагентом не позднее 15 календарных дней со дня заключения договора об отчуждении исключительного права, лицензионного или сублицензионного договора или возникновения иных оснований для получения причитающихся платежей. Если на день включения в реестр иноагент является стороной соответствующего договора или имеет иные основания для получения таких платежей, спецсчет должен быть открыт им не позднее 15 календарных дней со дня его включения в реестр.

При обращении иноагента в банк в целях заключения договора банковского счета или использования средств, размещенных на спецсчете, открытом на его имя, кредитная организация проведет идентификацию нового клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца. В течение трех рабочих дней со дня открытия такого счета банк уведомит уполномоченный орган о реквизитах спецсчета иноагента. Уполномоченный орган включит такие сведения в реестр и опубликует их на своем официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления от банка. Уполномоченный банк и порядок уведомления о реквизитах специального счета будут определены Правительством РФ, которое также установит порядок списания денежных средств с него.

Списание денег со спецсчета по обязательствам иноагента станет возможным по решению суда о взыскании этих денежных средств в бюджеты РФ и в иных случаях, установленных правительством. При исключении иноагента из реестра спецсчет закроют на основе заявления бывшего иноагента в течение 15 календарных дней со дня его получения. В этом случае денежный остаток со спецсчета по заявлению бывшего иноагента будет выдан ему или перечислен на другой его банковский счет.

Кроме того, предложено, чтобы лица, включенные в реестр иноагентов на день вступления в силу рассматриваемых поправок, которые являются стороной договора об отчуждении исключительного права, лицензионного или сублицензионного договора или имеют иные основания для получения вознаграждения и иных платежей от плательщиков в связи с отчуждением или использованием исключительного права на РИД или средство индивидуализации, открыли такой спецсчет в течение 15 календарных дней со дня вступления в силу соответствующего закона. Внесению на спецсчет также будут подлежать платежи, которые в нарушение срока исполнения обязательств перед иноагентом не были ему перечислены на дату вступления этих поправок.

В пояснительной записке к поправкам отмечено, что их принятие конкретизирует обязанности иноагентов, которые вытекают из их общего правового статуса и соотносятся с общими требованиями обязательного характера, совокупно обеспечивающими защиту суверенных прав и интересов россиян от иностранного влияния.

Наш комментарий:

Михаил Хохолков, INTELLECT, специально для «Адвокатской газеты»:

Если иноагент, получатель авторских отчислений, не откроет для их получения спецсчет, то его обязано открыть лицо, перечисляющее такие вознаграждения иноагенту.

Руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков заметил, что под предложенные дополнительные ограничения подпадают в первую очередь иноагенты − представители творческих профессий. Но, по его мнению, на изменения нужно обратить внимание и тем компаниям, которые приобретают или используют права на результаты интеллектуальной деятельности: законопроектом предусмотрено, что если иноагент, получатель авторских отчислений, не откроет для их получения спецсчет, то его обязано открыть лицо, перечисляющее такие вознаграждения иноагенту.

«Иноагенты, конечно, обязаны сообщать о своем статусе плательщикам роялти или лицензионного вознаграждения. Но кто-то об этом может забыть или не знать, а кто-то — осознанно нарушить норму закона. Поэтому стоит включить в свой "чек-лист" минимизации рисков проведение проверки контрагентов по реестру иноагентов, если дело касается договоров на использование объектов интеллектуальной собственности. Особенно если выплаты по этим договорам производятся регулярно — например, ежемесячно. И если сегодня ваш автор будет включен в реестр иноагентов, то следующий платеж необходимо будет совершить на спецсчет, он должен быть открыт в сжатые сроки — 15 календарных дней после признания лица иноагентом. Реквизиты счета будут опубликованы на официальном сайте Минюста, поэтому плательщик сможет самостоятельно проверить корректность реквизитов, указанных в договоре с иноагентом», — полагает Михаил Хохолков.

Руководитель Центра конституционного правосудия Иван Брикульский полагает, что с точки зрения российской Конституции РФ нововведения можно рассматривать как отмену или умаление права, так и его ограничение. «Это две разные конституционные категории, от которых зависит мера вмешательства в права. В случае с отменой или умалением права важно следующее: норма ставит доход иноагентов под контроль государства. Иноагент не может пользоваться полученными средствами вплоть до выхода из своего статуса, но при этом исключиться из статуса иноагента невозможно в условиях, когда иноагентом можно стать не из-за иностранных денег, а из-за иностранного влияния. В таких условиях человек полностью лишается как права на доход, так и права на труд. Конституция же запрещает отмену или умаление права», — напомнил он.

Если рассматривать это как ограничение права, то, по словам эксперта, «пазл снова не складывается». «Так, ч. 3 ст. 55 Конституции позволяет ограничивать права и свободы в конституционно допустимых целях. Дело в том, что конституционная природа ограничения прав предполагает непосредственную связь между легитимной целью ограничений и средствами для ее достижения. Если цель — борьба с иностранным влиянием, то каким образом запрет распоряжаться доходами позволяет ее достичь? Человек не может пользоваться доходами, пока он иноагент, что фактически означает "гражданскую смерть". Легитимная цель борьбы с иностранным влиянием едва ли предполагает доведение человека до состояния бедности или смерти. Сомнения вызывают также процедуры такой поправки: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений запрещает ущемлять права авторов, а также право на справедливое вознаграждение. В свою очередь, ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что если международный договор устанавливает иное, чем закон, то применяется договор. Чтобы соблюсти букву Конституции, законодателю следовало либо выйти из Конвенции, либо обратиться к Конституционному Суду. Правовая определенность не может быть половинчатой: она либо есть, либо ее нет», — резюмировал Иван Брикульский.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

авторское право, интеллектуальная собственность, медиа

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности