*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Скажите три раза "да"
На Урале активизировались фонды, отнимающие пенсионные накопления по телефону.
13.10.2017 | E1.RU | Анастасия Москвина, Анастасия Ровнушкина
Разбираем, что надо "звонильщикам", откуда они берут данные и как проверить сохранность средств.
Новый виток мошенничества на накопительной части пенсии: екатеринбуржцев стали атаковать звонками из некого НПФ "Согласие". Если совсем недавно люди массово жаловались на визиты "пенсионщиков" на дом, то теперь, вероятно, мошенникам в приличных костюмах с удостоверениями негосударственного ПФ открывать перестали, и они перешли на схему с телефонами.
Горожане обсуждают проблему в соцсетях и делятся страшилками из серии: по телефону запишут ваше "да" и будут использовать в своих целях для голосовой идентификации. Такие "фишки", например, используют продвинутые банки. Мы решили разобраться, чем на самом деле грозят такие звонки.
Как действуют мошенники
Сперва на экране мобильного высвечивается незнакомый номер (либо сотовый, либо городской, не принадлежащий нашему региону). Далее следует примерно такой диалог:
Оператор: Добрый день. Иванов Иван Иванович?
Собеседник: Да, здравствуйте.
О: Вам звонит НПФ "Согласие", ваш пенсионный фонд. Вы заключили с нами договор, мы хотим вам сообщить о состоянии вашего пенсионного счёта.
С: Я ничего с вами не заключал.
О: Значит, ваш работодатель заключил. Ваша дата рождения 01.01.1981?
С: Да.
О: Мы вам на ваш адрес отправляли уведомления. Вы их получали?
С: Нет.
О: Давайте уточним ваш адрес: город Екатеринбург, улица Малышева, дом 20, верно?
С: Да, но я проживаю по другому адресу.
О: Сообщите, пожалуйста, свой адрес, чтобы мы могли вам высылать уведомления о состоянии вашего пенсионного счёта.
С: Ну, вышлите мне на адрес...
О: Сейчас после нашего разговора вам позвонят с другого номера ещё раз и зададут три вопроса, на которые вы должны ответить "да". Вопросы: "Вы Иванов Иван Иванович?" – "Да". – "Вы заключали договор?" – "Да". – "Договор у вас на руках?" – "Да".
Спустя минут 15 следует звонок с мобильного номера, и оператор задает те самые три заветных вопроса, на которые вы должны были ответить "да".
На этом этапе бдительные граждане, как правило, начинают сомневаться, и при повторном звонке отвечают отрицательно, а потом звонят работодателю или идут искать информацию в интернете.
– Есть такой негосударственный пенсионный фонд "Согласие". Они звонят с московских номеров и уверяют, что у меня с ними заключён договор, – рассказала екатеринбурженка Юлия. – Это после того, как из другой пенсионной организации звонит милая девушка, называет все твои паспортные данные и сообщает, что с портала госуслуг я не смогу заказывать выписку о пенсионных накоплениях. Даже если мне этого в принципе не надо и такой услугой я не пользуюсь, она настойчиво очень рекомендует ответить девушке из негосударственного пенсионного фонда, которая позвонит следом (и она действительно звонит!), что да, я согласна заключить договор. Это какая-то мошенническая схема.
Чем грозит троекратное "да"? По мнению юристов, таким образом можно заполучить в распоряжение некоего фонда накопительную часть пенсии. Однако пока реальных историй о том, что это случилось "по звонку", в распоряжении нашей редакции нет: если такое случилось с вами – пишите нам на [email protected]. Расскажите свой опыт – как вы это обнаружили и что предпринимали.
Что говорит НПФ "Согласие"
В самом фонде "Согласие" нас заверили, что такими схемами их агенты не действуют.
– От имени фонда приносим извинения гражданам за неудобства при поступлении таких звонков, – сказал руководитель отдела по связям с общественностью фонда Дмитрий Назаркин. – Однако ответственно заявляем, что мошенничество со стороны АО "НПФ Согласие" исключено. Фонд не имеет никакого отношения к этим звонкам – сотрудники НПФ не предлагают и не навязывают услуг по телефону, не агитируют стать клиентом. Все номера телефонов АО "НПФ Согласие" представлены на официальном сайте фонда и только на нем. В свою очередь, мы видим необходимость информировать граждан о том, что каждый желающий может позвонить по единому бесплатному номеру контакт-центра Фонда и уточнить, является ли он нашим клиентом. Также рекомендуем запросить извещение о состоянии лицевого счета в ПФР на сайте самого Пенсионного фонда либо через портал госуслуг.
Где моя пенсия и как её вернуть
Представители Пенсионного фонда России неоднократно предупреждали граждан о мошенниках. Если вы не знаете, где ваша накопительная часть, не уверены, переводили вы её куда-то или нет – это информацию можно узнать через официальный сайт ПФР либо через портал госуслуг.
Также информацию о накопительной части пенсии можно запросить по телефону ПФР.
– Сотрудники ПФР не звонят на мобильные телефоны гражданам и не рассказывают о выплатах, которые, якобы, полагаются по линии Фонда, – прокомментировали в Свердловском Управлении пенсионного фонда России. – Они также не просят по телефону сообщить полные реквизиты банковской карты, включая код проверки ее подлинности. Назначение, перерасчет пенсий и других выплат ведется исключительно на основании письменных заявлений. Принимаются они в клиентских службах УПФР, МФЦ, на портале госуслуг или в "Личном кабинете" на сайте Фонда. Кроме того, повторимся, по телефону никогда не запрашиваются персональные данные.
Сотрудники ПФР также посоветовали гражданам не доверять звонкам с неизвестных номеров, сообщать неизвестным личную информацию. Тем, кто уже стал жертвой такого мошенничества, необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы, а также на горячую линию той организации, сотрудником которой представился звонивший. В настоящее время все негосударственные пенсионные фонды, кредитные учреждения имеют сайты, на которых представлена информация о телефонах горячей линии и он-лайн приемных.
Кстати, информация, где сейчас ваша накопительная часть, иногда бывает весьма любопытна. Если, к примеру, вы передавали свою накопительную часть из НПФ в негосударственный фонд и давно об этом забыли, то фонд мог, к примеру, переименоваться.
"Фонд, который выдавала моя память, и фонд, в котором я сейчас, – это немного разные фонды, оказалось, – написала в соцсетях екатеринбурженка Елена. – Притом перешла я в новый фонд в апреле 2017-го, этот факт я тоже буду отрицать, даже под пытками. Написала в свой фонд гневное послание, пусть объясняют, как я там оказалась. В процессе слияния проценты вроде не теряются, но как минимум должны сообщать людям о каких-то реорганизациях".
Если вы обнаружили, что накопительная часть – не там, где должна, по вашему мнению, быть, узнавайте у этой компании, когда, каким образом, по каким документам был сделан перевод. Можно привлечь Роскомнадзор – об этом ниже.
Если вы хотите, чтобы накопительная часть вернулась в Пенсионный фонд России, то заявление пишется в районное отделение ПФР.
Если вы опасаетесь, что мошенники, завладевшие вашими данными, могут перевести средства без вашего ведома (по факту этого ещё не случилось), можно написать в фонд, управляющий в данный момент средствами, заявление о том, что никакого согласия на перевод ваших пенсионных накоплений в другой пенсионный фонд вы не даёте и не давали.
Как отстоять свои персональные данные
Привлечь к ответственности организацию, заполучившую ваши персональные данные, можно через Роскомнадзор, который сейчас активно работает с подобными случаями.
Наш комментарий:
Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для портала E1.RU:
– Во-первых, можно направить в адрес компании, которая имеет ваши данные, официальный запрос с требованием раскрыть объём данных, источник, откуда они у них появились, и цель, с которой они используются, – советует ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Михаил Хохолков. – По закону, на этот запрос должны ответить в течение 30 дней. Если ответ от фонда не пришёл, это уже повод обратиться в Роскомнадзор, есть основание привлечь к ответственности – штраф до 70 тысяч рублей.
Если ответ пришёл, но он кажется вам сомнительным, к примеру, будто данные предоставил ваш бывший работодатель, а вы письменного согласия на это явно не давали – это, по словам юриста, тоже даёт основание "натравить" Роскомнадзор.
Также, сообщил Михаил Хохолков, можно запросить у Фонда договор с вами – если там нет вашей подписи или подпись поддельная – с этим уже можно идти в полицию, поскольку есть признаки мошенничества.
По словам юристов, число жалоб в надзорный орган возросло – люди сообщают, что стали звонить из фондов, банков, медицинских центров, при этом обращаясь по имени и отчеству и зная домашний адрес.
Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>