print

Роспатент попарился в суде

Отказ в регистрации товарного знака «Иди в баню» Суд по интеллектуальным правам признал незаконным.

15.07.2024 | КоммерсантЪ | Идэль Гумеров

Индивидуальный предприниматель Дмитрий Медведев, специализирующийся на изготовлении сайтов и мобильных приложений, смог в Суде по интеллектуальным правам доказать неправомерность действий Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента). В 2023 году ведомство отказало господину Медведеву в регистрации товарного знака «Иди в баню», посчитав, что эта фраза, согласно словарю современной лексики, жаргона и сленга, относится к бранной лексике и означает «предложение уйти в грубой форме». Заключение лингвиста и результаты интернет-опроса, свидетельствующие о шуточной коннотации фразы, которую предоставил Дмитрий Медведев, ведомство отвергло. Кроме того, Роспатент углядел сходство регистрируемого товарного знака с уже существующим обозначением «Идем в баню».

Не согласившись с выводами, Дмитрий Медведев обратился в суд. Там он заявил о необоснованности сопоставления товарных знаков «Иди в баню» и «Идем в баню», предоставив письмо-согласие от правообладателя последнего. В подтверждение отсутствия нарушений законодательства предприниматель привел сравнение с похожими по смыслу товарными знаками, например «Пора в баню». Возражая против доводов Роспатента о непристойном характере фразы «Иди в баню», заявитель утверждал, что она не относится к ненормативной лексике. По мнению господина Медведева, решение об отказе в регистрации товарного знака строилось на субъективной оценке эксперта Роспатента, а не на заключении специалистов.

Рассматривавшая исковое заявление судебная коллегия пришла к выводу, что Роспатент не смог указать, какие именно общественные интересы, принципы морали и гуманности нарушались бы в случае регистрации товарного знака «Иди в баню».

Кроме этого, по мнению суда, Роспатент не учел, что к обсценной лексике относятся кощунство, проклятия, брань, вульгаризмы, мат, эвфемизмы и дисфемизмы, тогда как словосочетание «иди в баню» относится к допустимой сниженной и просторечной лексике. Также было предположено, что помимо косвенного значения фраза «иди в баню» может применяться к конкретным товарам или услугам (например, ассоциироваться с банными услугами).

Признавая решение Роспатента об отклонении возражения Дмитрия Медведева на отказ в регистрации товарного знака незаконным, коллегия пришла к выводу о том, что квалифицировать словосочетание как недопустимое ответчик должен был не на основе «субъективных предпочтений и рандомно подобранных источников в интернете», а с позиции среднего потребителя, которую необходимо было выявить с помощью системного анализа источников. Решением суда, Роспатент обязан рассмотреть возражение бизнесмена заново.

Дмитрий Медведев воздержался от комментариев.

В Роспатенте оперативно получить комментарий не удалось.

Наш комментарий:

Максим Лабзин, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Если в переносном значении слово или фраза является ругательством, то вовсе не обязательно, что потребители воспримут его именно так.

Выводы суда прокомментировал Максим Лабзин, партнер юридической фирмы INTELLECT, руководитель группы практик «Интеллектуальная собственность», патентный поверенный РФ:

— На мой взгляд, суд абсолютно корректно отнес это выражение не к обсценной (недопустимой) лексике, а к разговорной, просторечной. Как оно кого-то может оскорбить, обидеть, действительно не очень понятно. Кроме того, суд верно отметил, что у этого выражения есть и прямое значение, которое соотносится с частью товаров, для которых испрашивается регистрация этого товарного знака.

Вряд ли это решение будет отменено. Президиум Суда по интеллектуальным правам уже проявлял мягкость в оценке подобных выражений. Например, в деле СИП-1233/2023 он не посчитал достаточным для отказа в регистрации включение выражения «Сорви большой куш» в словарь воровского жаргона.

Роспатент и заявители могут ссылаться на любые словарные источники. Однако этого недостаточно. В случае наличия у слова или фразы нескольких смыслов необходимо устанавливать, в каком из них его будет воспринимать типичный потребитель тех конкретных товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация. И если в переносном значении слово или фраза является ругательством, то вовсе не обязательно, что потребители воспримут его именно так.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности