*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Родина-мать в рекламе госуслуг
В Ревде отделение ГИБДД рекламирует госуслуги с помощью Родины-матери.
02.05.2017 | Ревда-инфо.ру
В Ревде ветеран труда Виктор Ржавитин обратил внимание общественности на рекламный плакат, вывешенный на здании местного отделения ГИБДД по ул. О.Кошевого: в нем использован образ Родины-матери, которая вместо текста военной присяги держит в руках список интернет-адресов Министерства внутренних дел. В ГИБДД претензии ветерана назвали необоснованными.
Виктор Ржавитин прислал письмо в редакцию, в котором пишет:
«4 апреля по дороге в больницу мне бросился в глаза огромный стенд на здании ГИБДД по ул. О.Кошевого, рекламирующий электронную систему оказания госуслуг МВД. И все было бы нормально, если бы не одно «но». Реклама размещена на фоне плаката начала Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт», призывающего встать на всенародную защиту Отечества от фашистского нашествия.
Знакомая картина, не правда ли? Знакомая по участившимся примерам осквернения памятников воинам-освободителям, фактам обмана и обворовывания ветеранов, краж у них боевых наград, нередким случаям вандализма у Вечного огня...
Возмутившись, я, естественно, обратился к сотрудникам ГИБДД: вначале в окно для посетителей, а затем к начальнику ГИБДД Булатову. В первом случае на мою эмоциональность мне пригрозили нарядом полиции, во втором — важным заявлением, что «меня услышали».
Прошел месяц, а воз, то бишь плакат, и ныне там. Вот давайте и порассуждаем в канун Дня Победы и очередного шествия «Бессмертного полка» по этому поводу.
Во-первых, у нас, что городская власть вообще не видит, что творится в городе? А если видит, почему не вмешивается? А многочисленные ветеранские и патриотические организации? Ведь не надо объяснять, что подобные бесстыдные, провокационные, кощунственные выверты, выставленные напоказ, на нет сводят многочисленные усилия по патриотическому воспитанию детей и подростков.
Во-вторых, давайте задумаемся об умственном и моральном облике офицеров полиции, руководства ГИБДД и ГОВД, разместивших данную рекламу, приспособив для этого плакат военного времени. Как-то неуютно становится от мысли, что этим людям предоставлено право блюсти правопорядок, привлекать к ответственности нарушителей.
В-третьих, давайте еще раз зададимся вопросом — а не стали ли мы слишком безразличными к подобным выходкам? Ведь сотни людей ежедневно проходили мимо, видели это безобразие — и ни у кого ничего не ворохнулось в душе. Тешу себя слабенькой надеждой, что многочисленные и наделенные полномочиями функционеры отреагируют на данную публикацию, употребят власть и эти самые полномочия, чтобы подобного впредь в нашем городе и в помине не было».
Мы адресовали вопросы Виктора Петровича в ГИБДД. Начальник отделения Алексей Булатов находится в отпуске, и ответ получен от врио начальника Эльдара Шафиева. Он отметил, что символика великой Победы не приравнена к государственной на законодательном уровне, поэтому не защищена от использования в целях пропаганды госуслуг. В то же время, говорит Шафиев, вывеска не содержит нецензурных выражений и не несет в себе ничего оскорбительного. И ею не хотели никого обидеть.
УФАС штрафует за использование военных плакатов в рекламе
Сегодня образ Родины-матери часто можно увидеть на рекламных листовках, и это неизбежно возмущает обывателей. Так, в Воронеже плакат рекламировал распродажу обуви, а в Москве — дискотеку в ночном клубе с хитами СССР.
Между тем, Федеральная антимонопольная служба всегда признает использование военных плакатов в рекламе недопустимым. Только за последние два месяца таких случаев уже было три.
Так, в начале марта в Твери наказали фирму по приему металлолома за использование образа Родины-матери в рекламе. Комиссия сочла, что «рекламирование услуг коммерческой организации в сравнении с известным историческим образом может принижать значимость исторических событий и памятных лет, а также являться оскорбительным как для ветеранов Великой Отечественной войны, так и по отношению к памяти участников боевых действий 1941−1945 годов».
В конце марта ФАС в Ульяновске признал ненадлежащей рекламу строительной фирмы, в которой использовался образ Родины-матери. А в Омске уже в апреле местное УФАС разбирало дело турфирмы, которое надела на Родину-мать солнцезащитные очки и рекламировала летний отдых. Реклама сочтена неэтичной. «Образ, использованный в рекламе, является оскорбительным по отношению к памяти и ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны», — говорится в сообщении УФАС.
Все фирмы добровольно сняли рекламу, поэтому административное производство в обоих случаях начато не было. В ином случае виновным грозил бы штраф.
Наш комментарий:
Михаил Хохолков, специально для портала Ревда-инфо.ру:
Михаил Хохолков, ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С, подчеркивает: «В законе «О рекламе» нет четких формулировок, касающихся запрета использования советских плакатов или каких-то образов времен Гражданской и Великой отечественной войны. Поэтому часто ФАС проводит соцопросы с целью определить, используется ли в рекламе оскорбительное сравнение с таким историческим образом и как подобная реклама воспринимается гражданами. И чаще всего население выступает против такой рекламы».
То есть если жители Ревды сочтут нужным, они могут обратиться с жалобой в Свердловское УФАС по поводу соцрекламы ГИБДД. А то уже сделает свои выводы.
Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>