print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

По пещерному праву

Федеральный оператор заповедника не смог отсудить фирменное название.

20.03.2020 | КоммерсантЪ | Булат Баширов

Спор за фирменное наименование возник в арбитражном суде Башкирии между ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник "Шульган таш"» и башкирским ГБУ «Историко-культурный музей-заповедник "Пещера Шульган Таш"». Федеральный оператор заповедника пытался доказать в арбитражном суде, что республиканское учреждение не вправе использовать как само название, до степени смешения похожее на его, так и его элементы — слова «заповедник» и «пещера Шульган-таш». Суд отказал в удовлетворении требований истца, но, по мнению юристов, вышестоящие суды могут прийти к другому выводу.

Арбитражный суд Башкирии отказал ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник "Шульган таш"», учрежденному в 1999 году Минприроды РФ, в иске о защите фирменного наименования, предъявленном башкирскому ГБУ «Историко-культурный музей-заповедник "Пещера Шульган Таш"» (образовано в 2016 году Башкультнаследием). Федеральное учреждение требовало запретить республиканскому использовать до степени смешения сходное название и его элементы — слова «заповедник» и «пещера Шульган-таш» в документах, рекламных буклетах, вывесках и на других носителях. Также истец требовал запретить ответчику использовать сайт под названием shulgancave.ru.

В суде представитель федерального учреждения заявил, что оно было создано для сохранения и изучения флоры и фауны горных лесов Южного Урала, а также «сохранения уникальной наскальной палеолитической живописи пещеры Шульган-таш». У ФГБУ есть права на товарные знаки «Шульган-Таш» и «Капова пещера» (второе название Шульган-таша), которые действуют до 2022–2026 годов.

Схожесть названий, отметил представитель ФГБУ, вводит в заблуждение государственные и муниципальные органы власти и посетителей пещеры, так как республиканское учреждение не имеет никакого отношения к охране и управлению пещеры, ее исследованию и организации экскурсий. Используя похожее название ГБУ, по мнению истца, пытается использовать репутацию федерального учреждения, которое «занимается реальной охраной и изучением пещеры Шульган-Таш». Подразделение Башкультнаследия, как заявил истец, на своем сайте сообщало о планах проведения экскурсии в пещеру, чем вводило в заблуждение потребителей: права на такие экскурсии принадлежат исключительно ФГБУ. Факт подачи заявления в суд истец объяснил намерением прекратить подрыв экономической деятельности и деловой репутации ФГБУ и недобросовестную конкуренцию.

Ответчик с иском не согласился и заявил в суде, что наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации. Слова «Шульган-таш», «Шульган», «Капова» являются географическими названиями, отметил он и добавил, что истец не привел примеры отрицательных последствий от использования похожего названия и не доказал довод о введении потребителя в заблуждение.

Коммерческой деятельности ГБУ не ведет. Она сводится к строительству музейного комплекса о пещере в 2 км от заповедника, в Бурзянском районе, заявил ответчик. Что касается упомянутого сайта, то он ГБУ не принадлежит.

Суд согласился с тем, что Гражданский кодекс РФ и закон «О некоммерческих организациях» не определяет способ защиты прав наименований таких учреждений. Так как ГБУ не ведет коммерческой деятельности, суд не признал последствий в виде недобросовестной конкуренции и введении в заблуждение. Он также указал на разницу в уставной деятельности сторон. Так, ГБУ «Историко-культурный музей-заповедник "Пещера Шульган Таш"» создано для «обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения "Капова пещера с живописью эпохи палеолита" и объекта культурного наследия регионального значения "Земля Урал-Батыра"», а ФГБУ — для «сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира... экологических систем горных лесов Южного Урала». Кроме того, слово «пещера Шульган-таш» является названием географического объекта.

Это не первый конфликт сторон. В 2018–2019 годах Башкультнаследие возбуждало несколько административных производств на ФГБУ, в том числе за попытку построить на территории заповедника теплый общественный туалет.

Директор ФГБУ Михаил Косарев пояснил подачу иска тем, что ГБУ пытается вмешаться в оперативную деятельность учреждения. «В пещере у нас куча дел: служба охраны ставит фотоловушки, охранные датчики. Группа мониторинга периодически снимает показания по микроклимату. Экскурсоводы водят экскурсии. А ГБУ затрудняет эту работу: доступ в пещеру возможен только под присмотром археолога научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкирии. Это просто дурацкая бумажка, чтобы показать, что "мы тут хозяева"»,— возмутился он.

Директор ГБУ Фавзил Маликов сообщил, что федеральные коллеги просили за использование названия «Шульган-таш» компенсацию в сумме 3 млн руб. «Мы отказались»,— отметил он.

По мнению юристов, вышестоящие инстанции суда могут рассмотреть дело иначе. «Суд, например, проигнорировал довод о товарном знаке истца — словесном обозначении "Шульган-Таш". Товарному знаку не может быть отказано в защите и, пока он не отменен, утверждение о том, что "Шульган-Таш" — это просто географическое наименование, не может быть учтено,— полагает партнер юридической компании Claims Екатерина Проничева.— Суд обязан был исследовать вопрос сходства именно товарного знака истца и обозначения ответчика». Эксперт уверена, что «некоммерческая организация вправе защищать свое наименование от использования другими лицами, если это вводит в заблуждение третьих лиц»: «Такой кейс был у фонда "Подари жизнь" в Верховном суде России в 2017 году. Суд признал, что некоммерческая организация тоже может требовать переименования другой некоммерческой организации».

Наш комментарий:

Евгений Шестаков, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Товарные знаки ФГБУ можно аннулировать в любой момент.

Управляющий партнер юридической фирмы INTELLECT Евгений Шестаков обратил внимание на то, что товарные знаки ФГБУ «можно аннулировать в любой момент»: «Они зарегистрированы с нарушением закона, являются географическими названиями и объектами культурного наследия».

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности