print

От платья до ноутбука

Какие бренды попадут на российский рынок и кому будут доступны.

Часть владельцев торговых центров готовы вписаться в бизнес по параллельному импорту по всей цепочке: от закупки до розничной реализации.

20.04.2022 | NEWS.ru

Минпромторг готовит реестр брендов для ввоза по схеме параллельного импорта, сообщил его представитель. Ведомство намерено легализовать параллельный импорт только для тех марок, которые заявили о прекращении или приостановке своей деятельности в России, сообщали «Известия». Как объяснил NEWS.ru источник в Минпромторге, после утверждения реестра можно будет ввозить из Китая или других стран продукцию таких популярных брендов, производящих одежду и обувь, как Zara, H&M, Decatlon, Uniqlo. По его словам, эти бренды должны войти в итоговый список, но окончательно он пока не сформирован. Обсуждается исключение из реестра тех марок, которые локализовали производство в России. Представитель Минпромторга от комментариев отказался. NEWS.ru разобрался, будут ли доступны товары популярных брендов россиянам и где их можно будет купить.

Зачем легализуют параллельный импорт

Параллельный импорт — это ввоз продукции без разрешения правообладателя брендов. Схема удешевляет стоимость товара, но и повышает риск появления на рынке подделок. Ряд стран, легализовавших такой импорт, с разрешения Всемирной торговой организации применяют международный подход к исчерпанию прав интеллектуальной собственности. Оно наступает после первой продажи товара в любой стране мира. В результате товар можно перепродавать, не спрашивая разрешения у владельца товарного знака. Этим пользуются в Австралии, Канаде или Японии. В России правительство в конце марта 2022 года легализовало параллельный импорт. А ранее такой ввоз был чреват судом и штрафами до 5 млн рублей за каждый случай нарушения, отмечает старший партнёр юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин. 

Для неподсанкционных товаров эта схема будет востребована и прибыльна для ввоза одежды, обуви, товаров повседневного спроса, электроники и бытовой техники. По словам представителя РАТЭК Антона Гуськова, важно, чтобы при легализации параллельного импорта не ухудшилось положение заводов — производителей электроники и бытовой техники в России.

У многих брендов, приостановивших работу в России, данное решение было принято из-за нарушения логистических цепочек: готовый товар или комплектующие для производства стало крайне тяжело доставлять в Россию из-за отказа ведущих транспортных компаний возить грузы в РФ, что затрудняет, а в отдельных случаях делает невозможной их работу на российском рынке, — сказал он NEWS.ru.

Но после начала спецоперации России на Украине импорт в Россию снизился на 30% уже в марте из-за отказа крупных международных перевозчиков, например Maesk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM везти грузы морем, по воздуху или по железной дороге. И правительство приняло решение легализовать параллельный импорт, чтобы не создавать дефицита востребованных товаров в России.

Цель этого механизма — удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности, сообщил глава правительства Михаил Мишустин на заседании президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Он добавил, что это позволит гарантировать поставки в Россию товаров «в том числе вопреки недружественным действиям иностранных политиков».

Позицию правительства поддержала Федеральная антимонопольная служба. Легализация параллельного импорта будет развивать внутрибрендовую конкуренцию за счёт увеличения количества компаний, импортирующих товар в Россию, что в итоге приведёт к снижению розничных цен на товары, считают в ФАС.

Сейчас производители либо сами продают продукцию, либо через эксклюзивного поставщика. Параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, а предполагает ввоз оригинальной продукции через альтернативные каналы, разъясняют в Минпромторге. На таможне проверят документы на подлинность товара и возьмут пошлину с поставщика. По информации «Коммерсанта», ввоз без разрешения правообладателя бренда затронет 72 позиции из таможенной номенклатуры Евразийского экономического союза (ЕАЭС): от одежды и обуви до нефтехимии и деталей для авто.

Кто и где сможет купить бренды в России

Источник NEWS.ru в Минпромторге уточнил, что ввозимые в рамках параллельного импорта одежда и обувь известных брендов будут продаваться в мультибрендовых магазинах и онлайн-маркетплейсах, тогда как сейчас в основном их реализация сосредоточена в монобрендовых магазинах.

Малый и средний бизнес получит возможность легального импорта иностранных товаров без оформления дополнительных разрешений, а потребители — доступ к более широкому ассортименту товаров высокого качества по адекватным ценам, — заявила 18 марта на встрече с главой ФАС гендиректор онлайн-ретейлера Wildberries Татьяна Бакальчук.

С ввозом одежды и обуви в рамках параллельного импорта проблем не возникнет, их привезут из Китая или других стран Азии, либо из Турции, либо из стран Ближнего востока через южные порты, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Пока всё идёт к тому, что приостановленные бренды долго не возобновят свою работу в России.

Дмитрий Москаленко, президент Российского союза торговых центров, рассказал News.ru, что торговые центры готовы предоставлять свои площади под такие мультибрендовые магазины с товарами, ввезёнными через третьи страны, ведь стоять полупустыми им не выгодно. Но сначала предстоит понять, готовы ли они занимать те же площади, что и уходящие бренды, или придётся площади дробить.

«Мы оказываем поддержку брендам, которые остались в РФ: часть получили скидку на аренду, часть перешли на оплату аренды из расчёта процента от товарооборота по итогам месяца. Гибкость арендных ставок будет зависеть от количества освободившихся площадей и текущей рыночной ситуации», — убежден Москаленко.

Knight Frank подсчитала, что не менее 160 международных брендов, объявили о приостановке своей деятельности в России после начала военной операции на Украине. 21% из них приходится на продавцов модной одежды и обуви.

По оценке Москаленко, ввезённые из третьих стран брендовые вещи станут существенно дороже, ведь помимо инфляции надо закладывать рост логистических расходов и перестройку цепочки поставок.

«Те, кто раньше мог себе позволить купить эти вещи здесь, пересмотрят свои потребительские пристрастия», — полагает он.

Одежду и обувь из масс-маркета частично заместят похожие по цене-качеству российские бренды и те иностранные, что остались в стране. Например в России в сегменте среднего и масс-маркета работают такие марки, как Sela, Zarina, Lime, 12 Storeez, Beefree и т.д. Возможно, часть популярных марок вроде H&M будет завозиться в рамках параллельного импорта. Но, учитывая рост цен, количество этого товара снизится, так как он скорее всего перейдет в другую нишевую позицию и не будет уже столь доступен, как был, считает Москаленко.

По словам источника News.ru в официальном дистрибьюторе нескольких известных европейских и американских брендов одежды в Москве, государство должно учитывать контрактные договорённости правообладателей брендов с официальными дистрибьюторами.

«Пока у нас нет разрыва контрактов и даже нет отказа от размещения в России коллекций будущих сезонов. Если бренд контракт разорвёт, то нам будет неважен ущерб от параллельного импорта. Если же наши контракты с правообладателем продолжат действие, то непонятно, где новые импортёры возьмут товар для ввоза в Россию. В контракте прописан эксклюзив с нами при продаже в России. В том случае, если бренды не захотят грузить товар в Россию, новые возчики смогут купить у брокеров разве что стоковый товар», — сказал собеседник NEWS.ru.

Наш комментарий:

Роман Речкин, INTELLECT, специально для портала NEWS.ru:

Обманывать правообладателя ни один дилер не решится, иначе следующую партию товара такой оптовый покупатель просто не получит.

Предупреждения дилеров небезосновательны. Старший партнёр юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отмечает, что правообладатель, зная, что конечным покупателем товара будет лицо в РФ, может просто не захотеть поставлять товар, даже посреднику в какой-то другой стране. Он вправе запретить своим дилерам (покупателям товара) торговать им на территории определённой страны и при желании имеет возможность проконтролировать, чтобы его товар не поставлялся в Россию из любых третьих стран. Скрупулёзные владельцы брендов вправе потребовать от своих оптовиков отчет о том, где именно и в каком объеме реализован его товар. В некоторых странах Европы люксовые бутики, в том числе Chanel, отказывают в продаже своих вещей россиянам.

«Обманывать правообладателя ни один дилер не решится, иначе следующую партию товара такой оптовый покупатель просто не получит», — считает Речкин.

Однако если правообладателю бренда выгодно не потерять прибыль, то он не будет препятствовать перепродаже своего товара в рамках параллельного импорта, ведь для имиджа ему важно лишь самому не завозить его в Россию. Часть владельцев торговых центров готовы вписаться в бизнес по параллельному импорту по всей цепочке: от закупки в третьих странах до ввоза и розничной реализации на своих площадях. Скорее всего это будут те, кто уже сейчас имеют в РФ действующий ретейл-бизнес.

Те, кто не имеет таких магазинов и опыта, будут искать резервы для подбора команды с соответствующими компетенциями для развития ретейла. Вероятно, станут популярны и будут востребованы услуги тех команд, кто умеет делать универмаги. Они смогут развивать бизнес под своим брендом или в коллаборации с собственниками зданий, — говорит Москаленко.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

антимонопольное регулирование, санкции

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности