print

«Закрытый сквозняк» в суде не спасет

В споре по SEO-продвижению необходимо доступным и понятным языком расписать все нюансы оказания услуги в процессуальных документах.

Комментируя статью Врежа Гуляна «А было ли SEO-продвижение?» Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT, отмечает, что коллега справедливо подметил наиболее типовые и проблемные нюансы, связанные с исполнением договоров в сфере SEO-продвижения сайта. Получился интересный и актуальный материал. Особое внимание уделяется правилам электронной деловой переписки, которая может как подтвердить, так и опровергнуть доводы сторон. В комментарии рассматриваются практические аспекты формирования доказательственной базы по такого рода делам.

Чтобы предотвратить (а потом и выиграть) спор по SEO-продвижению, необходимо доступным и понятным языком расписать все нюансы оказания услуги в процессуальных документах. Рынок интернет-услуг сегодня можно считать развитым, но его скорость развития имеет обратную сторону медали — юридическую.

Один из доводов заказчика, интересы которого представлял коллега, был следующим: оказание услуг не может подтверждаться корпоративной перепиской, если в ней не указан номер конкретного договора.

Обратите внимание: специфика оказания услуг по поисковому продвижению сайта такова, что практически вся переписка между сторонами происходит в электронном виде. Поэтому действительно важно определить ее порядок в договоре. Например, можно прописать, что:

  • обсуждение деталей, нюансов работы и оперативное общение происходит в чате определенного мессенджера, в который включаются уполномоченные сотрудники сторон;
  • утверждение важных этапов или итогов — по электронной почте или в системах электронного документооборота.

Это позволит структурировать работу и придаст переписке юридически значимую силу.

Известно, что в работе по одному договору стороны часто создают несколько проектных чатов в мессенджере. Если у вас тоже так принято, то не поленитесь прописать этот момент в договоре.

Нужно понимать, что в оперативной переписке участвуют, как правило, не юристы, и общение происходит без упоминания номера или даты договора. Это естественный процесс и сложившаяся деловая практика.

Выйти победителем из спорной ситуации в том случае, если одна сторона ссылается не неопределенность чата, можно, если доказать, что между сторонами заключен один договор и, соответственно, переписки по другим поводам быть не может.

Рекомендация для особо дотошных: включите номер и дату договора в описание чата.
Еще одна частая история: командная работа с одним файлом в облачных сервисах. Например, семантическое ядро сайта может быть загружено исполнителем в облако в виде электронной таблицы, в которую заказчик в режиме правок вносит свои замечания и пожелания. Исполнитель их изучает, учитывает, происходит обсуждение, после чего заказчик одобряет результат. Это действительно удобно для обеих сторон.

Однако настоятельно рекомендуем выгрузить окончательный вариант документа в виде файла и придать ему юридическую силу, т.е. согласовать итоги по электронной почте, в СЭДе или по старинке зафиксировать на бумаге с «живыми» подписями сторон. Если важны комментарии к правкам — например, из них становится понятно, почему заказчик исключил какое-то слово, запрос, — то зафиксируйте их. Потому как в самый неподходящий момент может произойти непредвиденное: или файл будет удален, или Роскомнадзор заблокирует сервис за какое-нибудь нарушение информационного законодательства, или еще что-то форс-мажорное случится.

Далее. Если дело уже в суде и вы прикладываете к материалам копию переписки, то расшифруйте специфический сленг: не «морда сайта», а «главная страница», не «закрыть сквозняк», а «удалить сквозные ссылки, проставленные на страницах сайта». Так судье будет понятнее, чего требовал заказчик и что не сделал исполнитель. Соответственно, шансы быть услышанным в споре увеличиваются.

Обратите внимание на формулировки договора о достижении результата работ. Поисковое продвижение никогда не дает предсказуемых результатов. Этому способствует множество факторов. Поисковики регулярно изменяют алгоритмы продвижения, растет конкуренция, появляются сайты с аналогичным контентом — все это может свести на нет все усилия исполнителя. Поэтому «правильный» SEO-специалист может только прогнозировать показатели, а не гарантировать их достижение. Соответственно, в договоре следует определить, как будет оцениваться работа исполнителя.

Прекрасно, что в статье внимание уделено и технической стороне вопроса. Пока далеко не все судьи сходу вникают даже в существо услуги, а сколько вопросов возникает о порядке ее оказания!

Поэтому очень важно доступным и понятным языком расписать все нюансы в процессуальных документах. Донести сложные технические моменты отлично помогают визуальные схемы, возьмите их на вооружение. Не стесняйтесь использовать и заключения экспертов. Помните прописную истину: то, что для вас очевидно и понятно, для другого может оказаться дремучим лесом.

Подборка судебной практики в статье также интересна. Советую изучить ее не только в контексте сайтостроения или SEO-продвижения, но и в целом при оказании маркетинговых и рекламных услуг в Интернете.

Источник: «Адвокатская газета» (№18 (371) / 2022)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

медиа, юруслуги IT-компаниям

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности