print

Закон о рекомендательных технологиях

Какие требования к владельцам сайтов и приложений предъявляет Закон о рекомендательных технологиях.

Госдума приняла Закон о рекомендательных технологиях. Анонсируемая дата вступления в силу — 1 октября 2023 года.

Зачем нужен Закон о рекомендательных технологиях

Для продвижения товаров и услуг, вовлечения пользователей Интернета и удержания их внимания владельцы информационных ресурсов применяют рекомендательные технологии, обеспечивающие предоставление информации на основе обработки пользовательских данных.

Депутаты посчитали, что нельзя взять и просто так использовать эти технологии. Поэтому в целях защиты пользователей Интернета требуется принятие нового закона:

Уже есть доказанные случаи использования рекомендательных технологий для влияния. Наш законопроект предлагает сделать механизмы рекомендаций прозрачными, не допускать их использования в незаконных целях. Для этого мы предлагаем платформам не только информировать о том, что они применяют рекомендательные алгоритмы, но и раскрывать их правила работы, раскрывать их механику. Кроме того, мы считаем, что платформы должны раскрывать исчерпывающий объем источника получения.


Депутат Антон Горелкин, автор Закона о рекомендательных технологиях

Итак, в Закон №149-ФЗ «Об информации...» вносится новая статья 10.2-2 «Особенности предоставления информации с применением рекомендательных технологий» и дается такое понятие:

Рекомендательные технологии — информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа предпочтений пользователей.

В Интернете широко употребляют другой термин: «рекомендательная система» — программа, которая пытается предсказать, какие объекты будут интересны пользователю, имея определенную информацию о его профиле.

Чаще всего называют четыре типа таких систем: контентная, коллаборативная, основанная на знании и гибридная. Объединяет их одно — профайлинг пользователей, т.е. тот самый сбор предпочтений.

Так что как алгоритм не назови, хоть ИИ, в смысле нового закона это рекомендательная технология.

На кого распространяется Закон о рекомендательных технологиях

На все информационные системы, использующие рекомендательные технологии. Точнее, на их владельцев. Например, социальные сети, маркетплейсы, интернет-магазины, онлайн-кинотеатры и другие сайты и приложения, которые могут показывать контент, основанный на интересах пользователя.

Исключения сделаны для операторов государственных информационных систем, государственных органов и органов местного самоуправления.

На мессенджеры закон тоже не распространяется. Например, в Telegram нет никаких рекомендательных алгоритмов.

Блогеры также выдыхают. За них все сделают владельцы соцсетей, где блогер ведет свой аккаунт.

Ключевое значение имеет принцип показа контента — на основе анализа интересов пользователей.

Например, на нашем сайте под каждым материалом есть блок «Похожие материалы». Но статьи в нем выводятся по определенным тегам, зависящим от темы статьи. Этот раздел все посетители сайта видят одинаково, независимо от предпочтений, пола и возраста. Значит, он не подпадает под понятие «рекомендательные технологии».

Обязанности владельцев информационных систем

На первый взгляд, ничего сверхъестественного:

  • не допускать использование и применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением законодательства Российской Федерации;
  • информировать пользователей о применении рекомендательных технологий (форму и требования к уведомлению утвердит Роскомнадзор);
  • опубликовать на ресурсе правила применения рекомендательных технологий на русском языке;
  • опубликовать адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений;
  • разместить свои фамилию и инициалы для физического лица или наименование, если владелец юридическое лицо.

Но есть нюансы. Очень интересно будет посмотреть на форму уведомления пользователей. Можно ли под звездочкой его спрятать или в кебаб-меню к карточке товара?

Сомневаюсь... Прямо вижу требования, аналогичные «в той же форме, в том же месте, шрифтом не меньше, на контрастном фоне». Представьте теперь контекстную рекламу с метками: «реклама» + erid + рекламодатель + уведомление о применении алгоритмов.

Надеюсь, обойдемся общим уведомлением на весь сайт.

Нюансы раскрываются и дальше

В Законе прописаны требования к содержанию Правил применения рекомендательных технологий, которые нужно опубликовать на ресурсе:

  • описание процессов и методов сбора, систематизации, анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», предоставления информации на основе этих сведений, а также способов осуществления таких процессов и методов;
  • виды сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», которые используются для предоставления информации с применением рекомендательных технологий, источники получения таких сведений.

Какие проблемы здесь ждут владельцев рекомендательных технологий

Коммерческая тайна. Процессы систематизации и анализа могут относиться к коммерческой тайне. Со вступлением Закона в силу придется свои ноу-хау раскрывать.

Детализация предпочтений. Непонятно, насколько подробно придется перечислять виды предпочтений пользователей. Достаточно ли указать общие формулировки или прямо все-все-все писать?

Источники. Еще интереснее с источниками получения таких сведений. Каждый ли владелец сайта сможет точно указать источник?

Хотя чаще всего информация собирается через фиксирование счетчиками поведения потребителя на сайте: какие страницы/разделы посмотрел, что добавлял в корзину, какие и где оставлял комментарии и т.п. Поэтому источником можно указать самого пользователя и cookies, например.

Не забываем, что интересы пользователя — это персональные данные. Поэтому возможны сложности с реализацией Закона «О персональных данных». Как минимум, многим потребуется корректировка согласий на обработку ПД и политик.

Надзор за рекомендательными технологиями

Роскомнадзору отведена роль контролера за соблюдением норм о рекомендательных технологиях. Здесь просматриваются три вида взаимодействия с владельцем ресурса.

Запрос. РКН обнаружил на сайте работу рекомендательных технологий, но не обнаружил уведомления пользователей и правил применения. В этом случае Роскомнадзор вправе:

  • запросить у владельца информационного ресурса информацию, связанную с применением рекомендательных технологий;
  • запросить доступ к программно-техническим средствам рекомендательных технологий для проведения оценки соответствия применения рекомендательных технологий требованиям Закона.

Владелец ресурса обязан предоставить запрашиваемую информацию и доступ к программно-техническим средствам в течение 10 дней со дня получения запроса.

Уведомление. Роскомнадзор установил факт неисполнения владельцем ресурса требований закона. В этом случае направляется уведомление о необходимости принять меры по устранению выявленного нарушения.

Владелец ресурса обязан принять меры по устранению указанного в требовании нарушения не позднее чем через 10 дней со дня получения уведомления или в иной, установленный в уведомлении, срок.

Требование. Если в этот срок владелец не устранит перечисленные нарушения, то получит от РНК другое требование — о незамедлительном прекращении предоставления информации с применением рекомендательных технологий.

На исполнение требования даются сутки. Иначе доступ к ресурсу во внесудебном порядке будет ограничен.

Снять блокировку ресурса получится только после устранения замечаний Роскомнадзора.

Детально правила взаимодействия Роскомнадзора с владельцами ресурсов, применяющих рекомендательные технологии, будут установлены позднее.

Выводы и ответственность

Удивительно, но законом не предусмотрен реестр операторов рекомендательных технологий. Можем ведь и без реестров.

Законы следуют за развитием технологий — это нормальный и естественный процесс. Но у меня возник вопрос: как этот закон защитит пользователей?

Ведь, по сути, наряду с политиками всего и согласиями на все просто появится дополнительный документ и плашка а-ля: «Показано и (или) распространено с использованием и (или) применением рекомендательных технологий на основе сбора, систематизации и анализа предпочтений пользователей». Жуть.

То есть защита понимается только в контексте информирования пользователей? Не спорю, что это важно. Но заменит ли очередная галочка безопасность?

Если на любом ресурсе публикуется информация, запрещенная к распространению, то оснований для ее блокировки уже более чем предостаточно. Все они перечислены в статьях 15.1-15.7 Закона № 149-ФЗ «Об информации...».

В таком случае имеет ли значение, как эту «запрещенку» показали: с помощью алгоритмов ИИ или вручную? Думаю, нет: важен сам факт распространения информации.

Но важно и то, что весь запрещенный контент отследить сложно и удалить/заблокировать его по отдельности не всегда получается.

Поэтому новый закон о том, как одним ударом заблокировать «вредный» ресурс. Тогда да, цель защиты пользователей достигнута.

Ответственность же пока не предусмотрена кроме общей формулировки «за нарушение владелец несет ответственность, предусмотренную законодательством». Но она появится, не сомневайтесь.

Источник: статья в блоге Михаила Хохолкова Mediapravo.com

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

медиа, персональные данные, реклама

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности