print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Требования к рекламе долевого строительства

ФАС России жестко реагирует на рекламу рынков, связанных с финансовыми вложениями граждан, в том числе и рынка долевого строительства.

Михаил Хохолков рассказывает о требованиях к содержанию и распространению рекламы «долевки», а также об ответственности за нарушения.

Закон «О рекламе» относит рекламу «долевки» к рекламе финансовых услуг (части 7, 8 и 9 статьи 28 – «Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности»). А в общей структуре нарушений рекламного законодательства эти нормы занимают главенствующее положение.

В 2017 году вступили в силу изменения к Федеральному закону №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве...», по факту запрещающие рекламировать объекты долевого строительства, если отсутствует заключение о соответствии застройщика и его проектной декларации новым требованиям закона. Были внесены изменения и в указанную выше статью 28 ФЗ «О рекламе».

Требования к содержанию рекламы

В настоящее время реклама, связанная с привлечением денежных средств для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, должна содержать:

  • сведения о месте размещения проектной декларации (например, адрес сайта);
  • фирменное наименование застройщика либо указанное в проектной декларации коммерческое обозначение, индивидуализирующее застройщика (например, название жилого комплекса).

Некоторые разъяснения по этим требованиям дала Федеральная антимонопольная служба России в письме от 26.12.2016 №АК/90365/16 «О внесении изменений в ч.7, 8 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

По мнению ФАС России, рекламодатели могут сами выбрать, какие сведения о застройщике – наименование или коммерческое обозначение – разместить в рекламе, а также вправе указать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект капитального строительства (в случае с многоквартирными домами – наименование жилого комплекса).

Однако использование коммерческого обозначения вместо фирменного наименования допускается только при одновременном выполнении следующих условий:

  • в проектной декларации указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее застройщика; коммерческое обозначение, индивидуализирующее объекты капитального строительства; наименование жилого комплекса (в случае строительства многоквартирных домов);
  • проектная декларация своевременно опубликована застройщиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Реклама о долевом участии в строительстве, распространенная без обязательных сведений о месте размещения проектной декларации и застройщике, будет нарушать требования части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Требования к распространению рекламы

Положения части 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» запрещают распространять рекламу о долевом участии в строительстве в случае:

  • отсутствия разрешения на строительство;
  • отсутствия государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на соответствующий земельный участок, на котором осуществляется строительство;
  • отсутствия заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом №214-ФЗ.

Так, в Законе №214-ФЗ прописаны требования к застройщику, соответствие которым должно быть удостоверено заключением органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Это заключение обязательно, если планируется реклама объекта, первый договор участия в долевом строительстве которого зарегистрирован после 1 января 2017 года.

Если же первый договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости был зарегистрирован до 1 января 2017 года, то реклама допускается и при отсутствии заключения контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям закона №214-ФЗ.

Данная позиция изложена в Письме Минстроя России от 02.05.2017 №15293-НС/07 «По вопросу разъяснения положений Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Соответственно, до начала рекламной активности застройщику необходимо учитывать эти нюансы.

Кто отвечает за нарушение закона

Ответственность за нарушение требований закона о рекламе долевого строительства наряду с рекламодателем несет и рекламораспространитель. Это значит, что все сведения, включенные в рекламу, рекламораспространитель должен самостоятельно проверять.

Нам известны случаи, когда рекламодатель закладывает возможный штраф в свой рекламный бюджет, сознательно идя на нарушение. А вот рекламораспространитель выплачивает штраф из своего дохода, если не убедился в достоверности изложенных в рекламе сведений.

А ответственность следующая: наложение административного штрафа от 4 000 до 20 000 рублей на должностных лиц и от 100 000 до 500 000 рублей на юридических лиц.

Как правило, к ответственности привлекаются и директор, и юридическое лицо. Поэтому снизить штраф, переложив ответственность на должностное лицо, не получится.

Несколько слов про мелкий шрифт. Пример из практики

Реклама в газете: «Новостройка в Слободском. + 1 000 руб./м ². <...>». А внизу рекламного модуля мелким белым шрифтом – информация, напечатанная таким образом, что прочесть ее невозможно: «Застройщик ООО «<...>». Предложение не является публичной офертой, подробности у специалистов отдела продаж».

Из-за нечитаемости мелкого шрифта антимонопольный орган посчитал, что информация о рекламируемой финансовой услуге не доведена до потребителей в полном объеме с учетом требований ч. 7 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Использование мелкого шрифта для указания информации о застройщике и проектной декларации, а также использование цветовой гаммы, затруднительной для восприятия, вводит потребителя в заблуждение и искажает содержание рекламы, свидетельствуя о ее недобросовестности, хотя формально требуемые данные о финансовой услуге в рекламе присутствуют.

Антимонопольная служба оценивает рекламу со стороны обычного потребителя, который не обладает специальными знаниями в рекламируемой сфере. Если по причине мелкого нечитаемого текста необходимые сведения не воспринимается, то такое представление информации равнозначно ее фактическому отсутствию.

Статья Михаила Хохолкова, ИНТЕЛЛЕКТ-С, опубликована в журнале National Business (в апрельском номере за 2018 год)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

антимонопольное регулирование, реклама, строительство

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности