*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
ТОП-5 нарушений Закона «О рекламе»
Какая реклама находится в зоне риска и пристального внимания антимонопольной службы.
Официальные итоги* Федеральная антимонопольная служба публикует на своем сайте. Если свести эти данные воедино, то получится такая картина (за 2019 год статистика будет опубликована весной 2020-го):
* Ссылки на полные отчеты ФАС (в PDF) размещены в конце статьи.
Хит-парад самых частых нарушений Закона о рекламе за последние пять лет от Михаила Хохолкова, ведущего юриста INTELLECT.
5. Реклама, вводящая в заблуждение
На пятом месте реклама, вводящая в заблуждение, – то есть такая реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кстати, именно так квалифицируется реклама, содержащая важные условия мелким нечитаемым шрифтом и рекламные скороговорки на радио (см. Рекомендации по соблюдению требований рекламного законодательства в части использования не воспринимаемой информации в аудиорекламе №349 от 19.12.2019).
И логика здесь простая: если информация является существенной, то она должна быть воспринята потребителем. А если он не сможет прочитать или расслышать ее –значит, информация отсутствует.
Четкого критерия «существенности» информации в законе нет, но в качестве примера можно назвать рекламу различных тарифов у операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, а также различных финансовых продуктов... догадались почему?
Иногда этот вид нарушения путают с недостоверной рекламой, что неправильно, поскольку в недостоверной рекламе потребителю сообщаются неверные сведения. А в случае с рекламой, вводящей в заблуждение, часть информации умалчивается или формулируется таким образом, что у обычного потребителя, не обремененного суперслухом или суперзрением, складывается неправильное впечатление о предмете рекламы.
4. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов
Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов сократилось по сравнению с прошлыми периодами, хотя в 2016 году эта позиция уверенно входила в ТОП-3.
Болеть мы меньше не перестали, а причина лидерства была связана с периодом изменений в Законе о рекламе: сначала запрещалась реклама методов лечения, в связи с чем была неопределенность в понятиях методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации; в 2015 году ФАС издала разъяснение по этим вопросам, а в 2016 году Верховный Суд частично его отменил, отбросив медиаюристов на несколько шагов назад, что ударило в том числе по карманам рекламодателей.
И лишь в 2017 году появилось новое разъяснение «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», в котором появилось разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Требования к предупредительным надписям
Кстати, частенько поводом для административки является формальное несоблюдение требований закона о предупредительных надписях: для БАДов – предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а для медицинских товаров и услуг – предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Технически они схожи:
- на радио продолжительность предупреждения должна составлять не менее 3 секунд,
- в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – не менее 5 секунд (одновременно занимая не менее 7% площади кадра),
- в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 10% рекламной площади (пространства) для БАДов, и не менее 5% для медицинских товаров и услуг.
3. Недостоверная реклама
Третье место в рейтинге занимает недостоверная реклама. И это неудивительно, поскольку целых 20 пунктов части 3 статьи 5 рекламного закона посвящено именно недостоверности рекламы.
Судебная практика сформировала позицию, согласно которой рекламная информация должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами – например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», – должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других продавцов (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
2. Реклама финансовых услуг
Второе место в топе удерживает реклама финансовых услуг. В период, который охватывает наш рейтинг, в Закон о рекламе были включены специальные требования к содержанию рекламы займов:
если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
ФАС разъяснила, что относится к таким условиям:
- суммы кредита (займа);
- срок действия договора потребительского кредита;
- срок возврата займа (кредита) валюта займа (кредита);
- процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки — порядок ее определения.
Поэтому под нарушения сразу попала реклама микрозаймов с условиями где говорилось о всего одном проценте ... в день.
1. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
В 2014 году аж 47% всех нарушений рекламного закона были связаны с этими навязчивыми, пикающими и вибрирующими сообщениями, полученными в самый неподходящий момент.
Чаще всего за это нарушение привлекаются операторы сотовой связи или непосредственно рекламораспространители, а в случае отсутствия договора на размещение рекламы – и рекламодатели.
Доказать, что согласие конкретного абонента на получение рекламы имеется, должен рекламораспространитель. Поэтому уличенные в спаме компании зачастую строят свою позицию на получении согласия с помощью своего сайта, изобретая все новые и новые оправдания себе. Не гнушаются даже тем, что задним числом размещают пользовательское соглашение, в котором указывают, что каждый посетитель сайта дает согласие на получение рекламы...
Друзья, ФАС знает, что такое архив Интернета, и заглянуть в прошлое вашего сайта комиссии не составит никакого труда, а обнаружив его истинное содержание на момент отправления смс или мейла – сделать соответствующий вывод. И кстати, по мнению ФАС, согласие, полученное посредством заполнения на сайте каких-либо форм, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и нарушает требования закона, поскольку не дает возможности подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Итоги контроля рекламы за период 2014-2018 гг.
Официальная статистика, опубликованная ФАС России, в формате PDF:
- Итоги контроля рекламы за 2014 год
- Итоги контроля рекламы за 2015 год
- Итоги контроля рекламы за 2016 год
- Итоги контроля рекламы за 2017 год
- Итоги контроля рекламы за 2018 год
В видеоформате материал опубликован на YouTube:
Источник: блог Михаила Хохолкова Mediapravo.com
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>