print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

ТОП-5 нарушений Закона «О рекламе»

Какая реклама находится в зоне риска и пристального внимания антимонопольной службы.

Официальные итоги* Федеральная антимонопольная служба публикует на своем сайте. Если свести эти данные воедино, то получится такая картина (за 2019 год статистика будет опубликована весной 2020-го):

* Ссылки на полные отчеты ФАС (в PDF) размещены в конце статьи.

Хит-парад самых частых нарушений Закона о рекламе за последние пять лет от Михаила Хохолкова, ведущего юриста INTELLECT.

5. Реклама, вводящая в заблуждение

На пятом месте реклама, вводящая в заблуждение, – то есть такая реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кстати, именно так квалифицируется реклама, содержащая важные условия мелким нечитаемым шрифтом и рекламные скороговорки на радио (см. Рекомендации по соблюдению требований рекламного законодательства в части использования не воспринимаемой информации в аудиорекламе №349 от 19.12.2019).

И логика здесь простая: если информация является существенной, то она должна быть воспринята потребителем. А если он не сможет прочитать или расслышать ее значит, информация отсутствует.

Четкого критерия «существенности» информации в законе нет, но в качестве примера можно назвать рекламу различных тарифов у операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, а также различных финансовых продуктов... догадались почему?

Иногда этот вид нарушения путают с недостоверной рекламой, что неправильно, поскольку в недостоверной рекламе потребителю сообщаются неверные сведения. А в случае с рекламой, вводящей в заблуждение, часть информации умалчивается или формулируется таким образом, что у обычного потребителя, не обремененного суперслухом или суперзрением, складывается неправильное впечатление о предмете рекламы.

4. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов

Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов сократилось по сравнению с прошлыми периодами, хотя в 2016 году эта позиция уверенно входила в ТОП-3.

Болеть мы меньше не перестали, а причина лидерства была связана с периодом изменений в Законе о рекламе: сначала запрещалась реклама методов лечения, в связи с чем была неопределенность в понятиях методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации; в 2015 году ФАС издала разъяснение по этим вопросам, а в 2016 году Верховный Суд частично его отменил, отбросив медиаюристов на несколько шагов назад, что ударило в том числе по карманам рекламодателей.

И лишь в 2017 году появилось новое разъяснение «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», в котором появилось разграничение рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств, подготовленные при поддержке ФАС >>

Требования к предупредительным надписям

Кстати, частенько поводом для административки является формальное несоблюдение требований закона о предупредительных надписях: для БАДов – предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а для медицинских товаров и услуг  предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Технически они схожи:

  • на радио продолжительность предупреждения должна составлять не менее 3 секунд,
  • в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – не менее 5 секунд (одновременно занимая не менее 7% площади кадра),
  • в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 10% рекламной площади (пространства) для БАДов, и не менее 5% для медицинских товаров и услуг.

3. Недостоверная реклама

Третье место в рейтинге занимает недостоверная реклама. И это неудивительно, поскольку целых 20 пунктов части 3 статьи 5 рекламного закона посвящено именно недостоверности рекламы.

Судебная практика сформировала позицию, согласно которой рекламная информация должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами – например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», – должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других продавцов (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

2. Реклама финансовых услуг

Второе место в топе удерживает реклама финансовых услуг. В период, который охватывает наш рейтинг, в Закон о рекламе были включены специальные требования к содержанию рекламы займов:

если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

ФАС разъяснила, что относится к таким условиям: 

  • суммы кредита (займа);
  • срок действия договора потребительского кредита;
  • срок возврата займа (кредита) валюта займа (кредита); 
  • процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки — порядок ее определения.

Поэтому под нарушения сразу попала реклама микрозаймов с условиями где говорилось о всего одном проценте ... в день.

1. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

В 2014 году аж 47% всех нарушений рекламного закона были связаны с этими навязчивыми, пикающими и вибрирующими сообщениями, полученными в самый неподходящий момент.

Чаще всего за это нарушение привлекаются операторы сотовой связи или непосредственно рекламораспространители, а в случае отсутствия договора на размещение рекламы – и рекламодатели.

Доказать, что согласие конкретного абонента на получение рекламы имеется, должен рекламораспространитель. Поэтому уличенные в спаме компании зачастую строят свою позицию на получении согласия с помощью своего сайта, изобретая все новые и новые оправдания себе. Не гнушаются даже тем, что задним числом размещают пользовательское соглашение, в котором указывают, что каждый посетитель сайта дает согласие на получение рекламы...

Друзья, ФАС знает, что такое архив Интернета, и заглянуть в прошлое вашего сайта комиссии не составит никакого труда, а обнаружив его истинное содержание на момент отправления смс или мейла – сделать соответствующий вывод. И кстати, по мнению ФАС, согласие, полученное посредством заполнения на сайте каких-либо форм, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим и нарушает требования закона, поскольку не дает возможности подтвердить волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Итоги контроля рекламы за период 2014-2018 гг.

Официальная статистика, опубликованная ФАС России, в формате PDF:

В видеоформате материал опубликован на YouTube:

Источник: блог Михаила Хохолкова Mediapravo.com

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

медиа, персональные данные, реклама

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности