print

Поправка в БК РФ: нет денег – нет и платежей

Окажется ли под угрозой исполнение судебных решений в связи с новеллой, внесенной в Бюджетный кодекс РФ?

Если взыскание денежных средств превышает размер расходной части бюджета, то платежей не будет, и это будет соответствовать БК РФ.

21 апреля Президент подписал Федеральный закон №84-ФЗ с поправкой в ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, которая разрешает государству игнорировать исполнение судебных решений, если в бюджете на это не предусмотрено денег. Адвокат Илья Абрамов, советник INTELLECT, — о порядке взыскания денежных средств с бюджета и новой норме БК.

Механизм принудительного взыскания долгов с бюджета имеет свою специфику, обусловленную публичным статутом должника и самим устройством бюджетного процесса. Прежде всего, срок на исполнение исполнительного документа составляет три месяца (сравните с пятью днями, которые дает судебный пристав на добровольное исполнение остальным участникам оборота).

Кроме того, сам порядок регламентируется не Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а Бюджетным кодексом РФ. Именно в БК РФ имеются статьи 242.1-246.1-1, регламентирующие порядок исполнения судебных актов в зависимости от предмета судебного решения (отдельно регламентируется исполнение о возмещении вреда и иных денежных взысканий с государственный/муниципальных органов, отдельно — обращение денежных взысканий по обязательствам государственных или муниципальных учреждений).

Если взять самый типичный случай взыскания денежных средств с бюджета — неоплата по государственным/муниципальным контрактам, заключенным с органами государственной власти, поставщикам товаров и исполнителям работ, то такой случай попадает под регулирование ст. 242.2 БК РФ. В ней указано, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, которые утверждены законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Хотя практике известны отдельные случаи, когда судебные акты о взыскании денежных средств с муниципалитетов не исполняются годами — по причине того, что соответствующие расходные обязательства не закладываются в бюджет на очередной финансовый год. В целом суды констатируют, что ст. 217 и п. 5 и 6 ст. 242.2 БК РФ предусматривают механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств. Законодатель также не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.

Другими словами, у финансовых органов есть механизм перераспределения бюджетных средств, а отсутствие в планах на текущий финансовый год соответствующих расходов само по себе не освобождает об обязательности исполнения судебного решения.

На это обращал внимание и Конституционный Суд РФ. В Определении КС РФ от 1 октября 2009 г. №1312-О-О отражено, что положения п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения — при возникновении такой необходимости — бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможности неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

С новой нормой ст. 215.1 БК РФ вышеуказанный механизм при первом приближении выглядит так: заплатим, если в текущем году запланированы бюджетные ассигнования на соответствующие цели. Если взыскание судебным актом денежных средств превышает размер расходной части бюджета в соответствующей части, то платежей не будет, и это будет соответствовать БК РФ.

Необходимость нововведения в пояснительной записке к законопроекту обосновывалась лаконично: «Внесение в Бюджетный кодекс и Федеральный закон №367-ФЗ вышеуказанных изменений обеспечит устойчивость бюджетной системы Российской Федерации при исполнении судебных актов». С этим трудно спорить. Потребность изыскивать дополнительные средства, перераспределять расходные обязательства в текущем финансовом году, безусловно, подрывает устойчивость конкретного бюджета, т.к. «лишних» денег никогда нет.

Впрочем, «лишних» денег нет и у других участников оборота, однако они не могут сослаться на то, что в их финансовом плане на текущий год не заложены расходы на исполнение судебного акта, поэтому они заплатят только в будущем году. Если заложат соответствующие расходные части в бюджет.

Не стоит забывать, что в силу п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация и ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования) выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, указанная новелла создаст легальную почву для неисполнения судебных решений против публичных образований, а между ст. 215.1 БК РФ и п. 1 ст. 124 ГК РФ создается сильное напряжение.

Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№15 (1363) / 2025)

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

исполнение решений

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности