Оптимизация оформления лицензий и разрешений
Реестровую модель получения лицензий и разрешений закрепят в большинстве законов.
В развитие эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов оформления лицензий и разрешений, начавшегося в 2021 году, в Госдуму внесен законопроект с масштабными поправками сразу в 57 федеральных законов. Анастасия Герман, ведущий юрист INTELLECT, прокомментировала изменения, предлагаемые в патентной сфере.
Законопроект призван оптимизировать и автоматизировать процессы различной разрешительной деятельности, а также всячески упростить порядок предоставления лицензий, разрешений, проверки соответствия лицензиата тем или иным требованиям. Такого эффекта планируется достичь в том числе через:
- сокращение сроков предоставления государственных услуг;
- сокращение перечня представляемых заявителем документов;
- ускорение процессов подачи, приема, рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений и лицензий;
- переход на реестровую модель учета результатов предоставления государственных услуг;
- использование государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕГПУ).
Важным шагом при этом станет исключение из перечня требуемых при осуществлении той или иной процедуры документов, которые уже имеются в распоряжении государственных органов и могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, а также отказ от выдачи результатов предоставления государственных услуг на бумажном носителе. То есть востребованные государственные услуги станут более доступны, а заявителям больше не нужно будет обращаться в различные структуры: получить необходимые разрешения и лицензии можно будет в электронном виде, причем одномоментно. Это, в свою очередь, положительно скажется и на дистанционном взаимодействии государственных органов, государственных учреждений, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, повысив его эффективность.
Применительно к деятельности патентных поверенных законопроектом устанавливается возможность для кандидатов на получение соответствующего статуса обратиться федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности через ЕГПУ. Чтобы проверить документы и сведения о трудовой деятельности, трудовом стаже, полученном образовании, государственный орган самостоятельно направит межведомственные запросы. При этом сроки принятия квалификационной комиссией решения об аттестации или об отказе в аттестации по итогам экзамена сокращаются до 10 дней.
Также электронным образом можно будет подать обращения об исключении патентного поверенного из Реестра или о восстановлении его регистрации.
Очевидно, что такой порядок существенным образом упрощает и ускоряет возможность получения соответствующего статуса. Действующая редакция закона «О патентных поверенных» (статья 6) предписывает кандидатам обращаться для подачи заявления либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг. При этом заявитель должен предоставить вышеперечисленные документы самостоятельно. Законопроект же избавляет от такой необходимости, как и от очного посещения Роспатента или МФЦ.
Источник: газета «ЭЖ-Юрист» (№42 (1342) / 2024)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>