Обязательная маркировка интернет-рекламы
ФАС России разъяснила некоторые нормы законодательства о маркировке и размещении рекламы в Интернете.
Письмо ФАС России от 03.10.2022 № КТ/90922/22 «О разъяснении частей 12, 15, 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе"» раскрывает некоторые нюансы изменений законодательства в части обязательной маркировки интернет-рекламы. Эти положения ранее озвучивались представителями ФАС на встречах с участниками рынка рекламы и сейчас зафиксированы в документе.
Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:
1. Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор разрабатывают соглашение о межведомственном взаимодействии. Такое взаимодействие необходимо в тех случаях, когда распространенную информацию нельзя однозначно определить как рекламную. В спорных ситуациях именно ФАС, и только он, может дать верную правовую квалификацию. В соглашении будут определены порядок и сроки взаимодействия органов.
2. Маркировка для рекламных интернет-публикаций должна быть единообразной. ФАС подчеркивает, что размещение любой рекламы в Интернете должно сопровождаться пометкой «реклама». Использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в Сети не предусмотрено новой статьей 18.1 Закона «О рекламе».
Раньше часто использовались пометки «на правах рекламы», «партнерский пост», «оплаченная публикация». Все их теперь необходимо заменить.
Возможные варианты маркировки рекламных публикаций в Интернете:
- Реклама. Рекламодатель ООО «___»
- Реклама. ООО «___»
- Реклама. сайтрекламодателя.ru
3. Идентификаторы рекламы (токены). Идентификаторы для рекламных сообщений выдаются только операторами рекламных данных (ОРД). Без идентификатора распространять рекламу нельзя. Но по состоянию на октябрь 2022 года ни одна из компаний-кандидатов в ОРД соответствующий статус не получила. Поэтому ФАС поясняет: пока комиссия Роскомнадзора не вынесла специального решения о наделении компаний статусом ОРД и пока реестр ОРД не сформирован, основания для привлечения к ответственности за распространения рекламы без токена отсутствуют.
Операторами рекламных данных станут крупные интернет-игроки: Яндекс, Озон, ВКонтакте и некоторые другие.
4. Ответственность за нарушение рекламного законодательства распределена между участниками рекламного рынка в ст. 38 Закона «О рекламе». В ней перечислены случаи наказания:
- рекламодателя (ч. 6);
- рекламораспространителя (ч. 7);
- оператора рекламной системы (ч. 7.1);
- рекламопроизводителя (ч. 8).
Ищем в ст. 38 интересующую нас новую ст. 18.1 — и находим ее только в части 7, которая относится исключительно к рекламораспространителям: «Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных <...> частью 16 статьи 18.1 <...> настоящего федерального закона»
Норма ст. 18.1 Закона «О рекламе» касается только случаев отсутствия в рекламных сообщениях пометки «реклама» и указания на рекламодателя рекламы или его сайт. Получается, что даже с момента формирования реестра ОРД и выдачи токенов штраф может быть наложен только на рекламораспространителя и только за отсутствие в рекламе слова «реклама» и указания на рекламодателя.
Следовательно, для остальных участников рекламного рынка штраф не предусмотрен. Но не потому, что в письме ФАС так указано, а потому, что ст. 38 Закона «О рекламе» не содержит оснований для этого.
Хотя нужно отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях есть такая норма, как ч. 1. ст. 14.3, — о наказании за нарушение общих требований законодательства о рекламе. В теории она может быть применена в случае размещения рекламы без идентификатора.
Но и ФАС, и Роскомнадзор заявляли, что в ближайшее время не будут накладывать штрафные санкции, поскольку учет интернет-рекламы — глобальный проект, он должен пройти «апробацию».
Мы ожидаем изменений в Закон «О рекламе» в части распределения ответственности за нарушение нового порядка учета рекламы. Однако когда они будут внесены — пока неизвестно.
Источник: статья Михаила Хохолкова, INTELLECT, в газете «ЭЖ-Юрист» (№40 (1241) / 2022)
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>