print

Об электронном правосудии

Система «Мой Арбитр», ГАС «Правосудие», суперсервис «Правосудие онлайн» и все-все-все...

Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг,
ни газет – одно сплошное телевидение.

— к/ф «Москва слезам не верит»

30 декабря 2021 г. был принят Федеральный закон №440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №440-ФЗ). Под классически ничего не говорящим названием скрывается закон о внесении изменений в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, связанных с развитием «электронного правосудия», как его понимает государство в 2021-2022 годах.

Содержание закона в целом можно свести к следующему тезису: всё в электронном виде (можно будет подать/получить когда-нибудь). Предполагается, что участники судопроизводства смогут в электронном виде подавать:

  • исковые заявления, заявления, жалобы, включая апелляционные и кассационные, иные документы;
  • направлять копии искового заявления и отзывы лицам, участвующим в деле;
  • знакомиться с материалами дел в судах;
  • получать судебные извещения и судебные акты;
  • участвовать в судебном заседании посредством веб-конференции;
  • допрашивать свидетелей и экспертов.

На мой взгляд, надо знать, как российское государство понимает в 2021-2022 годах «электронное правосудие» и как, по мнению чиновников, оно должно развиваться. Это, безусловно, отразится на всех участниках судопроизводства.

Законодатель использовал в 440-ФЗ очень общую и непонятную формулировку, да ещё и альтернативную: все указанные выше документы будут подаваться в суд «посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг) либо информационной системы, определенной ВС РФ, Судебным департаментом при ВС РФ, либо систем электронного документооборота участников арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

Из этой формулировки обычному юристу понятно... примерно ничего. Поэтому я попытался разобраться, что же означает эта формулировка и как и когда всё это будет работать.

Формулировка, как я понимаю, означает примерно следующее.

В настоящее время, как вы знаете, для электронной подачи документов участники судопроизводства используют две электронные системы, не пересекающиеся, не взаимодействующие и построенные на разных принципах, – ГАС «Правосудие» (созданную ФГУП НИИ «Восход» и администрируемую Судебным департаментом при ВС РФ) для взаимодействия с судами общей юрисдикции и «Мой Арбитр» (созданный компанией Pravo Tech) для взаимодействия с арбитражными судами.

ГАС «Правосудие» пользователи традиционно ругают за ужасный интерфейс1, хотя, как сказала как-то Елена Авакян, нужно учитывать, что ГАС «Правосудие», в отличие от продукта Pravo Tech, создавалось для «внутреннего пользователя» – для судей, прежде всего. То есть разработчики в принципе не ставили задачу создания удобного интерфейса для «внешних пользователей». Для «внутреннего пользователя» в составе ГАС «Правосудие» действует более 20 подсистем, обеспечивающих автоматизацию документооборота, сбора, обработки и учета данных, рассылки нормативных и ведомственных актов, доступ к справочно-правовым базам федерального и местного законодательства. Среди них: «Право», «Административное управление», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Финансовый контроль», «Кадры», «Документооборот и обращения граждан». А для соблюдения требований информационной безопасности в составе ГАС «Правосудие» выделены три контура документооборота: защищенный, ведомственный и публичный. То есть ругая интерфейс системы, нужно просто понимать, что ГАС «Правосудие» в целом создавалось не для нас.

Для нас же в данном случае более важно, что эти системы построены на разных принципах: ГАС «Правосудие» территориально распределено, «привязано» к сайту конкретного суда общей юрисдикции, а «Мой Арбитр» — единая централизованная система, не привязанная к сайту конкретного арбитражного суда.

8 октября 2020 года в Совете Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия, на котором, в частности, выступил директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России Владимир Шведов2.

Минюст последние несколько лет реализует федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которые предполагают принятие закона об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закона, закрепляющего гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях.

По словам Владимира Шведова, возможность представления документов через две эти системы будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причем речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях.

Его слова в мае 2021 года подтвердил глава Совета судей РФ Владимир Момотов, сказав: «Электронные системы помощи в доступе граждан к правосудию планируется объединить в единый «суперсервис», запуск которого ожидается в 2024 году под названием «Правосудие онлайн».

В сентябре 2021 года В.М. Лебедев также говорил: «Ведется работа по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», который позволит участникам судопроизводства реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий, включая подачу документов в суд, уплату государственной пошлины, ознакомление с материалами дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта». Хотя отмечу, что В.М. Лебедев, рассказывая про создание «суперсервиса», тут же с гордостью отчитался: «В прошлом [2020] году было направлено более 21 миллиона смс-сообщений, а в текущем году их количество превысило 23 миллиона». Надеюсь, смс-сообщения всё-таки не рассматриваются ВС РФ в качестве перспективного развития системы «электронного правосудия».

Так или иначе, государство ведёт работу по созданию суперсервиса «Правосудие онлайн», который будет интегрирован с порталом госуслуг, поскольку создаётся на его базе. С точки зрения государства, функционально обращение в суд должно быть аналогично получению водительских прав или записи к врачу.

Запуск суперсервиса «Правосудие онлайн» планировался в 2021 году, но в конце прошлого года Минцифры сообщило, что он сдвинут на конец 2022 года.

Сдвиг срока понятен, поскольку, как пишет Ъ, Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» Судебного департамента при Верховном Суде РФ заключил контракт на разработку сервиса «Правосудие онлайн» стоимостью 840 млн рублей с ООО «Орбита-сервис» только в ноябре 2021 года.

К 2022 году, как обещает Минцифры, в суперсервисе будут реализованы классификатор исковых требований и сервис расчета государственной пошлины, чуть позже с помощью суперсервиса появится возможность удаленного участия в процессе, а также направление исполнительного документа в реестр исполнительной документации. Пока же на сайте можно посмотреть красивый демо-ролик о том, как можно будет подать иск (естественно, в суд общей юрисдикции) со смартфона.

А в 2024 году, как предполагается, в «Правосудии онлайн» заработает биометрическая аутентификация участников судебного процесса, уведомления участникам по делу начнут приходить в личный кабинет на портале госуслуг. Более того, в суперсервисе будет реализована возможность получить доступ к материалам дела.

До сентября 2022 года, как указывает Ъ, подрядчик (единственный участник закупки) ООО «Орбита-сервис» должен превратить устаревшую систему ГАС «Правосудие» в суперсовременный онлайн-сервис, который объединит в себе весь комплекс услуг, необходимых для обращения в суд. ГАС «Правосудие» должно перейти от территориально-распределенной системы поддержки судов общей юрисдикции к централизованной обработке информации о делах — это позволит обеспечить формирование единого электронного дела на всем протяжении его рассмотрения в судах разных инстанций. Для этого контрактом предусмотрено создание подсистемы «Судебное делопроизводство», которая обеспечит сквозную нумерацию дел в рамках всей судебной системы и будет отражать их движение по этапам.

Так что можно надеяться, что к 2023 году в судах общей юрисдикции дело будет иметь единый сквозной номер.

В документах закупки, как пишет Ъ, отмечается, что система «должна иметь возможность распределения дел на судей в ручном и автоматическом режиме». При этом в случае ручного распределения должна быть указана причина и должна иметься возможность формирования отчета со списком дел суда, которые в заданном периоде распределялись вручную. Как вы знаете, система автоматического распределения дел между судьями действует с 2018 года, причем на основании норм процессуальных кодексов. Однако не секрет, что дела, которые распределялись конкретному судье «вручную», были и будут.

Отрадно, что из процитированной мной в начале заметки общей формулировки видно, что до закона не дошла «информационная система организации федеральной почтовой связи», которая на этапе разработки законопроекта также рассматривалась в качестве одного из способов подачи в суд документов в электронной форме. К счастью, лоббистских возможностей «Почты России», видимо, не хватило.

Что касается «биометрической аутентификации участников судебного процесса», на этапе разработки закона возник спор по вопросу о том, какая система будет использоваться при авторизации участников процесса, необходимой для подключения к веб-конференции: ЕСИА или Единая биометрическая система. ВС РФ считал, что второй вариант более предпочтителен с точки зрения обеспечения достоверности идентификации, поскольку использование биометрических данных поможет предотвратить злоупотребления в виде подмены личности, признавая, что этот вариант и более сложен, так как предполагает, во-первых, сбор таких данных, а во-вторых, необходимость использования устройств, позволяющих осуществлять биометрическую идентификацию.

Этот вариант в итоге и был реализован: Федеральным законом №440-ФЗ статья 56 АПК РФ дополнена частью 4.1.: «Установление личности свидетеля при его допросе путем использования системы веб-конференции осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ (далее – единая биометрическая система)».

Но когда эта Единая биометрическая система будет создана и запущена, информации нет. Определенно можно говорить только о том, что не в ближайшее время – точно не в 2022 году. Отдельный вопрос, что для полноценной работы такой системы ещё нужно собрать у сотен тысяч участников процесса «биометрические персональные данные».

При этом коллеги, участвующие в судебных заседаниях в Арбитражном суде г. Москвы, описывают новую, запущенную буквально на днях, электронную систему входа в АСГМ так, что меня «терзают смутные сомнения...». Для входа в АСГМ необходимо дать терминалу сфотографировать себя (без маски), затем отсканировать в терминал свой паспорт.

В заключение хочу отметить, что вся эта деятельность курируется несколькими ведомствами, причем отнюдь не под руководством Верховного Суда РФ.

Связано это с тем, что Верховный Суд РФ «электронное правосудие» в целом (и онлайн-заседания в частности, как характерный пример) рассматривает в первую очередь как временную техническую меру на период до окончания пандемии коронавируса. Развитие информационных технологий в качестве способа повышения эффективности правосудия в стране Верховным Судом не рассматривается. Собственно, сложно требовать развития информационных технологий от 78-летнего председателя ВС РФ В.М. Лебедева, гордящегося в 2021 году 23 миллионами отправленных смс-сообщений.

Показательно, что законопроект №1144921-7, который стал Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №440-ФЗ и которым внесены изменения в процессуальные кодексы, разработал Минюст, а внесло в Госдуму Правительство, а не Верховный Суд.

В итоге развитие «электронного правосудия» осуществляется в рамках федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Курирует последнюю Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Кроме Минцифры в обсуждении и реализации этих вопросов участвует и Минюст России.

Поэтому когда и как именно будут функционировать электронные сервисы в судах, я думаю, не могут сейчас точно сказать ни ВС РФ, ни Минцифры, ни Минюст. Басня про эффективность работы «лебедя, рака и щуки» вряд ли утратила актуальность.

Пока же, в силу п. 2 ст. 7 Федерального закона №440-ФЗ, положения процессуальных кодексов в редакции этого федерального закона будут применяться при наличии технической возможности в конкретном суде. Это означает, что по крайней мере до конца 2022 года ничего для участников судопроизводства не изменится.

Источник: заметка Романа Речкина, INTELLECT, в блоге на сайте Zakon.ru

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

[1] Кстати, 30 ноября 2021 года ГАС «Правосудие» исполнилось 15 лет.

[2] Далее цитируется по: Шувалова М. Электронное правосудие в России: новый этап (Гарант.ру, 14 октября 2020 г.).

коммерческие споры, корпоративные споры, налоговые споры, трудовые споры

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности