О запрете рекламы на заблокированных сайтах
На каких сайтах нельзя будет размещать рекламу и какая ответственность предусмотрена для нарушителей.
25 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект №652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"». Документ прокомментировал Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT, эксперт рабочей группы по рекламе Аналитического центра при Правительстве РФ.
В пояснительной записке законопроекта указано, что некоторые российские пользователи посредством применения технологий обхода ограничения доступа в Интернете продолжают использовать информационные ресурсы Instagram и Facebook, что создаёт для их владельцев возможность получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50% до 90%. А получение дохода от рекламы владельцами противоправных информационных ресурсов позволяет им создавать новый контент, включая запрещенную информацию, и поддерживать интерес пользователей к своим ресурсам.
То есть законодатель считает, что само по себе активное использование заблокированных социальных сетей способствует их росту.
Депутаты активно начали решать этот вопрос в январе 2024 года. Например, Антон Горелкин направил запросы в 40 агентств, работающих с блогерами, чтобы прояснить ситуацию с диверсификацией контента по разным платформам, иностранным и отечественным.
Полученная информация использовалась для анализа деятельности российского блогерского сообщества в зарубежных социальных сетях. Депутат еще тогда подчеркивал, что запрос связан с разработкой законотворческих инициатив о регулировании размещения рекламы в запрещенных социальных сетях.
Как представляется, анализ ответов использован для мотивировки того, что в случае запрета на размещение рекламы в иностранных социальных сетях блогеры не потеряют основной доход, поскольку контент в большинстве случаев дублируется в отечественных социальных медиа. А где контент, там и рекламодатель.
Авторы законопроекта уверены, что он не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и прочих последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Блогеры и инфлюенсеры с этим мнением не согласны; Ассоциация блогеров и агентств направило депутатом письмо с аргументами против принятия запрета.
Законопроектом предусмотрен запрет на распространение рекламы на сайтах и в приложениях:
- нежелательных иностранных организаций;
- экстремистских и террористических организаций;
- доступ к которым органичен Роскомнадзором.
За нарушение запрета к ответственности планируют привлекать и рекламодателей, и рекламораспространителей. Ответственность общая — по ч. 1 ст. 14.3 КоАП со штрафом для юрлиц от 100 000 до 500 000 руб. Специальных поправок в КоАП не вносилось.
Следить за соблюдением запрета будет Федеральная антимонопольная служба, а вот выявить нарушение и передать для рассмотрения в ФАС может любой орган власти или бдительный гражданин.
Для проверки рекламораспространителей рекомендуем использовать следующие ресурсы:
- Перечень нежелательных организаций Минюста
- Реестр экстремистских организаций Минюста
- Список террористических организаций ФСБ
- Единый реестр заблокированных ресурсов РКН
Если законопроект примут, участникам рекламного рынка предстоит огромная работа — проверка всех рекламных договоров, включая договоры на продвижение в иностранных соцсетях, и удаление всех архивных рекламных публикаций, поскольку всё, что размещено в Интернете, — длящееся правонарушение. Долгосрочные договоры тоже придется изменить в этой части. Аналогичная работа выполнялась после принятия закона о запрете рекламы на информационных ресурсах иноагентов.
Впрочем, немного времени есть — впереди еще два чтения и подписание.
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>