*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Товарные знаки Крым: льготная перерегистрация
Лишь до 01.01.2015 товарные знаки крымских фирм, свидетельства на которые выданы патентным ведомством Украины, могут быть признаны в России.
Вопрос о признании действия исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, зарегистрированных на территории Украины субъектами, осуществляющими в настоящий момент деятельность на территории республики Крыма и города Севастополя до сих пор остается не до конца урегулированным. Тем не менее законодателем уже предпринято несколько шагов, устраняющих неопределенность данной ситуации.
Проблемы аналогичного характера, а именно распространение действия товарных знаков, зарегистрированных в ином государстве, возникает в истории не впервые. С подобными ситуациями законодатель сталкивался в Индии при присоединении Сиккима, в Йемене при объединении Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики, во Французской Полинезии после приобретения ею статуса заморской территории. Процедура перерегистрации широко использовалась в странах бывшей Югославской Республики, когда один товарный знак, полученный в СФРЮ, при помощи простой заявительной процедуры мог быть преобразован в товарный знак одного из шести независимых государств, а позже, в 2008 году, мог быть признан и в Косово. Наиболее ярким прецедентом все же можно назвать объединение реестров интеллектуальной собственности бывших Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии на основе принятого Закона о распространении действия объектов промышленной собственности 1992 года.
Таким образом, встав перед решением подобной юридической задачи, российскому законодателю не требовалось изобретать новые правовые конструкции, что он и сделал, переняв опыт Федеративной Республики Германии.
Кононова Дарья Павловна
Патентные поверенные из ИНТЕЛЛЕКТ-С оказывают услуги по льготной перерегистрации крымских товарных знаков в российские товарные знаки. Обращайтесь к руководителю практики международной регистрации товарных знаков Анне Холобудовской - Патентному поверенному РФ со знанием украинского, английского и французского языков. Специально созданная в ИНТЕЛЛЕКТ-С временная патентная практика по льготной перерегистрации украинских товарных знаков в товарные знаки Российской Федерации объеденяет четырех патентных поверенных. Такое количество высококлассных специалистов обуславливается срочностью - льготный порядок действует только до 1 января 2015 года - и необратимностью негативных последствий для провообладателей товарных знаков Украины - прекращению их правовой защиты.
Первым шагом стало опубликование 5 мая 2014 года на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности сообщения о возможности внесения в российские реестры объектов интеллектуальных прав сведений о ранее зарегистрированных на территории Украины «крымских» объектах (https://www.rupto.ru/rupto). Лицо, желающее осуществить подобные действия, исходя из информации на сайте, может подать заявление по установленной форме.
22 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 252-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон устанавливает условия, процедуру и правовые последствия перевода действия объектов промышленной собственности в российскую юрисдикцию. Положения закона распространяются на следующую категорию лиц:
- физические лица, принявшие гражданство России на основании Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
- юридические лица, зарегистрированные в соответствии с украинским законодательством, и, после известных событий, подавшие заявление о включении сведений о них в ЕГРЮЛ РФ.
Согласно данному закону на территории Российской Федерации признается действие исключительных прав на товарные знаки, удостоверенные официальными документами Украины, действовавших по состоянию на день образования в составе Российской Федерации новых субъектов, при условии государственной регистрации товарного знака по поданному в Роспатент заявлению правообладателем, относящимся к вышеуказанной категории лиц.
Таким образом, лицо, наделенное исключительным правом на товарный знак по законодательству Украины, и на данный момент являющееся российским гражданином, либо юридическим лицом, вправе предъявить в Роспатент заявление о признании действия своего права с приложением правоустанавливающего документа.
После вступления Федерального закона N 252-ФЗ в действие в отношении заявлений применяется льготный срок рассмотрения — в течение всего 10 дней с момента подачи заявления на основании украинского охранного документа выдается российское свидетельство на товарный знак.
Правом на обращение в Роспатент обладают как правообладатели, так и лица, подавшие заявку на регистрацию товарного знака в регистрирующий орган Украины, но не успевшие получить свидетельство. При этом приоритет товарного знака определяется датой подачи документов в регистрирующий орган Украины.
Для признания права Роспатентом не требуется проведения экспертизы и уплаты государственной пошлины. Основанием для отказа в признании не могут служить доводы о наличии сходных до степени смешения либо тождественных товарных знаков, охраняемых на территории Российской Федерации.
Что касается заявок на товарный знак, поданных в Крыму до его присоединения к России, на основании заявления они могут быть преобразованы в российские заявки с сохранением первоначальной даты приоритета. Проверка по существу по ним будет проводится в общем порядке в соответствии с нормами российского законодательства.
Документ не содержит информации о сроках совершения действий регистрирующим органом и порядке их проведения, указывая лишь на необходимость принятия Роспатентом соответствующих регулирующих актов. Однако, исходя из достаточно льготных условий регистрации, не осложненной правовой экспертизой, срок едва ли будет продолжительным.
Воспользоваться данным льготным режимом можно до 01 января 2015 года. А это значит, что крымским правообладателям не стоит медлить, учитывая, что в их распоряжении остается менее полугода.
Пока остается открытым вопрос, будут ли созданы специальные открытые базы, вмещающие информацию о поданных заявлениях. На данный момент не удается найти сведения об уже существующих фактах направления заявлений.
Принятие закона, безусловно, стало большим шагом в устранении пробела в регулировании отношений, связанных с крымскими товарными знаками. Но этот же шаг породил новые, не возникавшие раньше вопросы.
Среди них, например, статус правообладателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Согласно текущим положениям части четвертой Гражданского Кодекса субъектом отношений, связанных с регистрацией и последующим использованием и распоряжением товарным знаком, является либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо. На Украине же подобных ограничений нет, чем и вызвана данная коллизия.
Не праздным является и вопрос будущего сосуществования тождественных товарных знаков. В перспективе перед правообладателем в каждом случае выявления нарушения его прав на товарный знак будет возникать необходимость удостоверится в том, что нарушитель не является законным правообладателем «крымского» товарного знака. Могут быть затронуты и процессуальные аспекты защиты, ведь при отстаивании своих нарушенных прав в суде нелишним будет привлечение крымского правообладателя в качестве третьего лица.
Под удар может попасть и рядовой потребитель, попав в заблуждение при выборе товара, маркированного идентичным обозначением по отношению к знакомому ему продукту. Закон предусматривает возникновение таких осложнений между производителями и потребителя или между производителями с тождественными товарными знаками. Для решения этого вопроса законодатель наделил суд полномочием наложить обязательства на стороны спора использовать товарный таким образом, чтобы такое использование исключало способность товарного знака вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Такое решение проблемы действительно может стать эффективным для всех участников конфликта, хотя реализация этого способа на практике пока представляется плохо.
Лиц, подавших заявку на регистрацию, сейчас наиболее интересует судьба их обозначений в случае, если Роспатент получит заявление на регистрацию крымской заявки с более ранним приоритетом. Исходя из текста закона, приоритет заявки на регистрацию товарного знака, поданной в украинское ведомство, будет исчисляться с даты её подачи. Между тем, российские заявители, совершая подготовку к регистрации и направляя заявление на регистрацию в Роспатент, ориентировались на оригинальность своего обозначения относительно существующих на тот момент объектов в российском реестре и не имели представления о возможных будущих препятствиях.
Возникновение правовых коллизий и вопросов их решения вполне предсказуемо — закон о признании прав на промышленную собственность в первую очередь является компромиссом, попыткой в равной мере учесть права всех сторон, действующих когда-то в привычном им правовом поле и столкнувшихся с резким изменением обстоятельств. В этом случае, как и в любых компромиссах, не исключено появление лиц, не желающих поступаться своими интересами либо стремящихся ими злоупотребить. В конечном итоге, практика и время будут способны рассудить и тех, и других.
Обращаем внимание, что льготный режим применяется не только в отношении товарных знаков, но и иных признаваемых в Российской Федерации объектов интеллектуальных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы). Наши специалисты помогут в кратчайшие сроки получить соответствующие российские патенты на основе украинских документов.