print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Как защитить доброе имя фирмы

Защита собственного наименования, названия продукции - «имени» фирмы - важная составляющая стратегического экономического планирования.

Любое предприятие стремится к тому, чтобы потребители выделяли его среди конкурентов. Большую роль в этом играет узнаваемость фирменного наименования, оригинальные названия товаров и услуг. Удачный выбор логотипа, рекламного лозунга- тоже важная составляющая рыночного успеха. Трудно не согласиться с известным изречением: 

Сначала вы работаете на имя - потом имя работает на вас.

В соответствии со ст. 1 закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «товарный знак и знак обслуживания (ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

Российский закон один из самых либеральных в мире, потому что исключительное право на товарный знак получает лицо, первым подавшее заявку в Роспатент. Иные обстоятельства, вроде известности на рынке, факта реального использования данной марки заявителем, практически не учитываются. Эта законодательная норма привела к большому количеству конфликтов и судебных процессов.

Дело в том, что в советские времена никто особенно не задумывался над вопросом правовой защиты известной торговой марки. Следуя указаниям соответствующих министерств, сотни заводов производили карамель «Кис-кис», пиво «Жигулевское» или сигареты «Прима».

В 90-х годах наряду с процессом приватизации государственной собственности незаметно произошел раздел известных брэндов. В результате АО «Союзплодимпорт» стало эксклюзивным владельцем самых известных водок, как «Московская особая», «Столичная», «Пшеничная».

В пивной промышленности самым проворным оказался Самарский пивзавод.

В СССР «Жигулевское пиво» производило более 100 заводов, но первым в Роспатент подало заявку именно это предприятие и получило монопольные права на это название. Далее последовала череда судебных процессов, и в результате пивовары либо начали платить самарцам за пользование их товарным знаком, либо менять название своего пива.

Правда в 2000 г. произошел резкий поворот в этой истории: апелляционная палата Роспатента аннулировала регистрацию этого товарного знака на том основании, что «Жигулевско пиво» - это просто наименование группы товаров, а не оригинальное название конкретного товара, тем самым приравняв его просто к «пиву».

В ответ представители Самарского пивзавода потребовали от Роспатента признать незаконной регистрацию таких известнейших товарных знаков, как «Столичная», «Особая», «Прима», «Беломор», «Птичье молоко», на том же основании. По распространенности эти марки не уступают «Жигулевскому», значит они являются просто видовыми обозначениями. Если Роспатент поддержит эту точку зрения, то любой желающий будет вправе начать выпуск этой продукции, что, может повлечь за собой ухудшение качества популярных товаров.

Битвы вокруг известных марок часто длятся годами и порой принимают весьма драматический оборот. Да это и не удивительно, ведь иногда стоимость брэнда составляет большую часть капитала известной фирмы. К примеру, знаки Coca-Cola, Intel, Rolex составляют более половины цены этих мультинациональных корпораций. На Российском рынке не утихает борьба между производителями водок «SMIRNOFF» и «СМИРНОВЪ». 7 лет длился спор между концернами Bayer и Upsa за право пользоваться торговой маркой «аспирин», прежде чем Московский арбитражный суд признал за Bayer монопольное право на использование слова «аспирин» для обозначения своей продукции. UPSA признала свое поражение и теперь вынуждена продавать ацетилсалициловую кислоту под собственной маркой - «упсарин».

Известны случаи, когда никому неизвестная фирма регистрировала на свое имя чужие бренды и позже вымогала деньги за их использования с оригинального владельца. Изредка удается поставить подобному вымогательству преграду. Так в начале 90-х одна юридическая фирма оформила на себя несколько десятков товарных знаков, в том числе «Приму», «Столичные», «Пегас», и попыталась взять с табачных заводов деньги за их использование. Регистрация этих товарных знаков была удачно оспорена в Роспатенте на том основании, что юридическое агентство не имеет никакого отношения к производству сигарет. Однако это скорее исключение, нежели правило.

Многие организации не утруждают себя регистрацией собственного товарного знака, просто «мимикрируя» под известные брэнды. В Беларуссии производят зубную пасту Belamed, причем оформление тюбиков детально воспроизводит оформление другой, гораздо более известной марки, Blend-a-med.

Прекратить подобную практику возможно, учитывая то , что нарушены авторские права создателей фирменного стиля Blend-a-med. Однако эти случаи показывают насколько важна правильная классификация товара при регистрации товарного знака и регистрация комбинированных обозначений, а не только отдельных слов.

Нарушение авторских прав при регистрации товарных знаков встерчается довольно часто. Ст. 2 закона «О товарных знаках» запрещает:

Регистрацию в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие: названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников.

Однако четкого механизма реализации этой правовой нормы не разработано, поэтому зачастую авторам приходится обжаловать уже осуществленную регистрацию ТЗ в Апелляционной палате Роспатента.

Известный писатель Эдуард Успенский добился аннулирования ТЗ «Чебурашка», представив убедительные доказательства своего авторства в отношении этого персонажа и факт известности персонажа на территории РФ. Наследники писателя и философа Леонида Андреева успешно оспорили регистрацию ТЗ «Роза мира», воспроизводящего название известной книги Л. Андрееева.

Борис Заходер, переводчик всем известного «Винни-Пуха» собирается вступить в борьбу за ТЗ «Винни», зарегистрированный без его согласия. Владельцы этого товарного знака не согласны с детским писателем и утверждают, что продают детские товары под именем некоего абстрактного «Винни», никак не связанного с образом веселого медвежонка.

Подводя итог, можно сказать, что защита собственного наименования, названия продукции - «имени» фирмы - важная составляющая стратегического экономического планирования Конечно, регистрация товарного знак не является панацеей от всех бед в этой области, но является очень сильным аргументом в пользу правообладателя при споре с недобросовестными конкурентами. Своевременная профессионально проведенная регистрация ТЗ поможет сохранить репутацию организации и капиталовложения ее владельцев.

Филипп Коверченко, юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

интеллектуальная собственность, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности