Госдума рушит рынок интернет-объявлений
В России может появиться «единый оператор цифровой наружной рекламы и досок объявлений».
В июле Госдума приняла в первом чтении поправки к Федеральному закону «О рекламе». Они предусматривают создание «единого оператора цифровой наружной рекламы и досок объявлений». Эксперты опасаются, что это приведёт к закрытию популярных частных сервисов, например «Авито». Руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков прокомментировал законопроект для «Адвокатской улицы» в рубрике #ТолькоСпросить.
– Что предлагают авторы законопроекта?
– Если коротко – взять распространение рекламы под контроль государства.
– Как это мотивируют?
– Очень пафосно и тревожно: «В связи с рисками распространения недостоверной информации и информации, содержащей признаки нарушения законодательства РФ, утраты государством оперативного контроля за размещением информации, угрожающей интересам национальной безопасности, а также разжигающей межнациональную рознь, оскорбляющей граждан по национальному, профессиональному или религиозному признаку, в том числе в результате кибератак и (или) хулиганских действий». Отличная и универсальная мотивировка!
– А разве сервисы объявлений сейчас не регулируются?
– Всё уже давно регулируется Законом об информации. Поэтому пояснительная записка выглядит очень странно. Как будто авторы только сейчас увидели угрозу – и именно в сервисах объявлений.
Есть еще один момент: бытовые объявления обычных граждан никогда не считались рекламой. Поэтому возникает юридический нонсенс: объявления не реклама, но регулируются законом «О рекламе».
– При этом законопроект не затрагивает объявления в соцсетях. Почему?
– Вероятно, законодатель посчитал, что соцсетям уже достаточно регулирования в виде Закона об информации.
– К чему приведет принятие поправок?
– Появится авторизованный властью монополист – «единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений». А уже существующие компании будут вынуждены уйти – в силу прямого указания закона. О сотрудниках, которые могут остаться без работы, законодатель не подумал.
– Как это отразится на обычных людях?
– Если захотите продать что-нибудь ненужное без лишнего контроля и дополнительных трат, придется вернуться к старой традиции – писать объявления на заборах. Шучу, конечно. Люди придумают выход. Ну, и сервис нового оператора хоть как-то будет работать.
– Если онлайн-объявления уже регулируются, а новый законопроект грозит разрушить отрасль, то зачем всё это?
– 1 сентября вступят в силу другие поправки к тому же закону – они вводят глобальный контроль всей рекламы в Интернете через операторов рекламных данных. Вероятно, такая же модель ждет и остальную рекламу. А это огромный рынок с гигантскими бюджетами. И дополнительными возможностями для контроля граждан – например, через изучение предпочтений россиян, их уровня доходов/расходов. Но я все же надеюсь, что законопроект не пройдет второго чтения – и нового монополиста на рекламном рынке не появится.
Источник: Telegram-канал «Адвокатской улицы»
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>