Без согласия патентообладателя
О статье 1360 ГК РФ и процедуре ее применения, установленной Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2024 года №380.
В ГК РФ с 2008 года имеется статья 1360 о том, что Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности государства разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.
В 2021 году эта статья была уточнена указанием на то, что такое решение Правительство РФ может принять лишь в случае крайней необходимости. В то же время появилось дополнение, согласно которому необходимость использования может быть продиктована также охраной жизни и здоровья граждан, и тем самым эта статья была распространена на патенты в сфере фармацевтики.
Таким образом, данный механизм направлен на преодоление патентной монополии правообладателя в случаях, когда использование запатентованного объекта необходимо для обороны и безопасности государства, для охраны жизни и здоровья граждан, а реализуется он через принятие Правительством РФ индивидуальных решений.
В силу того, что условием принятия таких решений является крайняя необходимость, их было очень мало, а процедура принятия регламентирована не была. Сколько всего их было принято, понять затруднительно, но из судебной практики известно только об одном таком решении, согласно которому АО «Фармсинтез» было разрешено использовать ряд изобретений трёх патентообладателей из США для производства лекарственного препарата «Ремдесивир» (Решение Верховного Суда РФ от 27.05.2021 №АКПИ21-303, которым распоряжение Правительства РФ было оставлено в силе).
18 октября 2021 года Правительством РФ была утверждена методика определения вознаграждения патентообладателю из расчета 0,5% от фактической выручки лица, которое будет использовать запатентованное изобретение, полезную модель или промышленный образец. С 7 марта 2022 года и по 3 апреля 2024 года этой методикой было предусмотрено, что за использование охраняемых решений по патентам, принадлежащим патентообладателям из недружественных стран, какое-либо вознаграждение не выплачивается вовсе. С 4 апреля 2024 года выплачивать его нужно в том же размере, что и за использование охраняемых решений любых других патентообладателей, но только оно перечисляется на специальный рублевый счет типа «О», на котором и остается. Патентообладатель из недружественной страны его не получает.
Это изменение о выплатах было внесено Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2024 года №380 (далее — Постановление), и этим же Постановлением впервые определена процедура принятия таких решений. Документ прокомментировал Максим Лабзин, партнер юридической фирмы INTELLECT, руководитель группы практик «Интеллектуальная собственность», патентный поверенный РФ.
Цель — исключить произвольность и непрозрачность
Постановление само по себе не направлено на расширение практики выдачи разрешений на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а лишь регламентирует процедуру принятия таких решений и учреждает для этого специальный орган — подкомиссию при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
В то же время можно предположить, что необходимость такой регламентации вызвана увеличением числа обращений к Правительству от лиц, заинтересованных в использовании чужих запатентованных решений и готовых таким использованием удовлетворить публичные и общественные интересы, а потому необходимо исключить произвольность и непрозрачность в принятии решений по этому вопросу.
Данный механизм называют «принудительным лицензированием», однако такой термин представляется некорректным, поскольку выдача принудительный лицензий предусмотрена статьей 1362 ГК РФ, которая называет иные, более мягкие, условия их выдачи и устанавливает совсем другую судебную процедуру.
Кто выиграет
Статья 1360 ГК РФ, процедуру применения которой установило Правительство РФ, может быть использована для получения возможности использования запатентованных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов лишь в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан. То есть когда без этого патентная монополия приводит к невозможности обеспечить граждан жизненно необходимыми лекарствами, а государство — эффективными средствами обеспечения своей безопасности.
Можно с уверенностью полагать, что чаще всего этот механизм будет использоваться фармацевтическими компаниями, которые пожелают изготавливать чужие запатентованные лекарственные средства, мотивируя это тем, что патентообладатель не обеспечивает достаточное предложение на рынке или завышает цену, а их выпуск необходим для охраны жизни и здоровья граждан. Возможно, соответствием интересам безопасности государства будет признано использование тех или иных изобретений в сфере сельского хозяйства, химического производства.
Случаи принятия Правительством РФ таких решений в области вооружений маловероятны, поскольку действительно эффективное оружие, которое может понадобиться силовым структурам, проектируется за государственный счет по госконтрактам, и эти разработки и так принадлежат государственным предприятиям.
Кто пострадает
Можно при этом полагать, что чаще всего от применения этого механизма будут страдать патентообладатели из недружественных стран. Защититься они смогут лишь одним способом: оспаривать решение Правительства в судебном порядке (в Верховном Суде РФ). До момента принятия такого решения мнение патентообладателя никто не спросит. Процедурой это не предусмотрено, что, конечно, не обеспечивает всестороннее изучение вопроса и принятие справедливых решений. Соответствие такого механизма Конституции РФ в той части, в которой он оставляет патентообладателю лишь последующий судебный контроль, вызывает сомнение.
Сложности применения
В процедуру вовлечено множество органов. Заявка направляется на изучение в Минпромторг, Роспатент, ФАС и в орган, который отвечает за соответствующую сферу деятельности (например, Минздрав или Минобороны). Все они должны выдать свои заключения, после чего состоится голосование членов подкомиссии при Правительстве РФ. В эту подкомиссию входит министр экономического развития, являясь её руководителем, а также представители вышеуказанных органов в должностях не ниже заместителей их руководителей. Поэтому не очень понятно, насколько слаженно и оперативно будет работать этот механизм, насколько лояльное отношение к заявителям он будет обеспечивать и какие критерии будут применяться для установления тех публичных и общественных интересов, которые нельзя преодолеть без ущемления патентных прав.
Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT
Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>