print

В моде интеллектуальная собственность

Интервью с Евгением Шестаковым печатает ежедневная газета КАПИТАЛ.

Евгений ШестаковСегодня в «Капитал-клуб» вступает Евгений Шестаков, генеральный директор Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С. Он уверен, что первое правило бизнеса – защищать свои инвестиции - актуально и по сей день. В собственное честное имя и в имена своих товаров и услуг бизнесмены вкладывают свои самые значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы, поэтому пренебрежение их надлежащей правовой охраной, без сомнения, дает необязательные преимущества недобросовестным конкурентам, снижает капитализацию компании, может быть инструментом для гринмейла.

- Евгений Николаевич, на что должны обращать внимание клиенты при выборе юридической фирмы?  

- Мне кажется, что кроме собственного и чужого опыта, так называемого «сарафанного радио», не существует универсального критерия, по которому можно определить, насколько хороша, т.е. компетентна, серьезна и надежна, та или иная юридическая компания. Однако есть ряд второстепенных признаков, которые помогут сформировать правильное мнение о ваших юристах.

Стоит обратить внимание, на то, как выглядит офис фирмы, ее работники. В хорошей юридической компании работают профессиональные высокооплачиваемые юристы, которые респектабельно выглядят, ездят на дорогих машинах, сидят за современными компьютерами. Они внушают уверенность и успех как своим видом, так и своими словами. Если юридический бизнес основывается не на один день, это всегда видно, ведь он построен по всем правилам, в него инвестированы серьезные деньги, колоссальный самоотверженный труд. А если бизнес случаен, в нем и работают юристы-рвачи – схватил и побежал, зачем им вкладываться в офис, оборудование, сотрудников и т.д.

- Цена услуг играет роль при определении статуса фирмы?

- Услуги хорошей юридической фирмы не могут стоить дешево, потому, что у хорошей юридической фирмы всегда много клиентов, которые создают здоровую ценовую конкуренцию между собой. Чаше всего клиент не рискует разницей в оплате между дорогими и дешевыми юристами, так как цена ошибки очень высока. И клиент чувствует себя комфортно в ситуации, когда ему не приходится надеяться на случайность, везение, а когда он точно знает, что его юрист сделает свою работу добросовестно и получит справедливое вознаграждение, а не какую-то мелкую подачку.

Клиентам стоит обращать внимание на то, насколько часто упоминается имя фирмы. Юристы серьезной компании должны быть публичными людьми, постоянно комментирующими общественно значимые события, пишущими статьи, ведущими громкие дела.

Сами клиенты – тоже показатель статуса фирмы. Перефразируя известную фразу, можно сказать: «Скажи мне, кто твои клиенты и я скажу кто ты». Не надо стесняться спрашивать имена и названия фирм клиентов, рекомендации, телефоны. Не стоит доверять утверждениям, что это конфиденциальная информация, так как в очень редких случаях сторонами договора на оказание юридических услуг засекречивается факт взаимоотношений. Обычно юристы гордятся своими клиентами, а клиенты – своими юристами.

Помимо указанных выше признаков, необходимо помнить, что с юристами нужно работать официально, через кассу или расчетный счет. Хорошая юридическая фирма не будет попусту рисковать документами клиента, сроками исполнения заданий, ошибками и неточностями, вызванными тем, что сами юристы нарушают закон в своей предпринимательской деятельности и могут быть объектом внимания со стороны правоохранительных органов.

- Стоит ли доверять рекламе юридических компаний?

Не стоит обращать внимания на крикливую рекламу, так как по объявлениям обычно юристов не ищут. Юридические проблемы всегда дискомфортны для любого человека и любого бизнеса, поэтому никто не бежит к юристу с радостью за решением своих проблем и никто не станет доверять их решение случайным людям, польстившись на красочную обертку. Так что обилие билбордов и радиорекламы - скорее всего, инвестиции богатого дяди в любимого племянника, хотя, наверное, бывают исключения. Думаю, что меня поддержат коллеги – руководители состоявшихся юридические фирм, которые в свое время прошли через все виды рекламы и осознали насколько малоэффективен такой способ привлечения клиентов.

- Получается, что создать новую успешную компанию на рынке юридических услуг невозможно?

- Не совсем так. Сейчас создается очень много фирм, но и умирает тоже достаточно. Вход на рынок юридических услуг очень дешевый – любой выпускник вуза может снять себе кабинет, сесть в нем и сказать, что он юрист. Другое дело, что клиенты сами собой не появляются. Сейчас основать свой юридический бизнес с нуля можно либо под готовый проект, то есть под определенного заказчика, либо найдя свою «фишку», специфическую сферу деятельности. С помощью первого способа можно сразу выйти на окупаемость, но это не будут какие-то супердоходы. Надо помнить, что оригинальные идеи более рискованны, но в случае удачи они могут принести больше прибыли. В свое время нашей фишкой была защита интеллектуальной собственности, юридический аутсорсинг, коллекторские услуги, но все это сейчас уже не так оригинально. По своему опыту могу сказать, что только каждая десятая бизнес-идея в юриспруденции дает хороший доход.

- А какие сейчас наиболее направления в юриспруденции наиболее актуальны, на что можно обратить внимание начинающим компаниям?

- Юриспруденция – очень консервативная сфера, у нас нет каких-то супер актуальных течений. Наиболее оплачиваемые юристы сейчас – те, которые работают с недвижимостью, землей. Но рано или поздно юристы, которые занимаются сопровождением риелторских операций, перестают заниматься юриспруденцией и превращаются в риелторов. Они имеют много денег со сделки, причем, эти деньги не связаны с выполнением юридических услуг, потому что сами юридические услуги как сопутствующие, очень дешевы. Постепенно юрист начинает анализировать ситуацию и понимает, что на риелторских услугах заработает больше, нежели на юридических. Профессиональная гордость при этом страдает, но жажда денег сильнее. Оказание юридических услуг в сфере недвижимости - классическое модное и очень денежное занятие, защита интеллектуальная собственность тоже набирает популярность, хотя по финансовому результату значительно проигрывает недвижимости.

- Какие встречаются типичные конфликты в сфере интеллектуальной собственности (ИС)? 

- Разнообразные. Юруслуги в этой сфере делятся на два больших направления: это либо споры связанные с объектами интеллектуальной собственности, либо юридическая работа связанная с регистрацией (патентованием) объектов интеллектуальной собственности. Последнее связано с получением патентов и свидетельств на товарные знаки. Такая работа требует большого опыта, отслеживания изменений в законодательстве и практике Роспатента.

Самые часто встречающиеся правовые конфликты в сфере и ИС – это споры о правах на бренд, либо судебные и административные разбирательства с недобросовестными конкурентами. Особенно часто встречается использование чужой ИС в целях получения незаконных и необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, когда недобросовестный предприниматель выходит на чужой рынок под чужим ворованным брендом, получая бонус в продажах, за счет введения в заблуждение потребителей относительно производителя товара, то есть, паразитируя на чужом успехе. В нашей стране подобное «пиратство» долгое время не считались зазорным, считалось, что за это ничего не бывает, в суде это сложно было доказать. Мы, например, уже много лет защищаем правообладателей и пытаемся пресекать подобные действия со стороны правонарушителей. Постепенно ситуация выправляется в лучшую сторону. Хоть сегодня такие дела и не редкость, огласку приобретают только процессы с участием только широко известных товарных знаков.

Все новое – это хорошо забытое старое. Наблюдается некий ренессанс защиты авторских прав. Необходимо оговориться, что авторские права тоже относятся к интеллектуальной собственности, но в отличие от других объектов ИС, не подлежат ни какой государственной регистрации, так как являются творческим результатом умственной деятельности авторов – физических лиц. Невозможно зарегистрировать каждый результат творчества людей, поэтому часты споры об авторстве, когда кто-то, без согласия автора использует, например, литературное произведение, или даже присваивает себе авторство. Особенно это распространено в среде Интернет. Раньше считалось, что за такие нарушения невозможно никого наказать, однако, как показывает практика, оказалось не так это и сложно, если подойти к делу с умом. Радует, что государство в свете своего стремления в ВТО, серьезно озаботилось интеллектуальным пиратством. Наблюдается качественный скачок в профессионализме правоохранительных органов, что для нас юристов существенное подспорье в защите прав наших клиентов.

- На ваш взгляд, насколько эффективна работа Российского авторского общества (РАО) в сфере защиты интеллектуальной собственности?

- Коллективное управление авторскими правами – идея очень хорошая. РАО осуществляет коллективное управление имущественными авторскими правами, следит за тем, чтобы авторы получали вознаграждение за использование их произведений. Но работает она не всегда эффективно и иногда, как мне кажется, перегибает. Это общественная организация, прямой целью которой является не извлечение прибыли, а защита прав авторов, повышения авторитета труда лиц творческих профессии. На мой субъективный взгляд, РАО пользовалось многими конфликтами, чтобы показать себя некой карательной организацией, которая может несправедливо отнестись к конечным пользователям и пытается заработать на противоречиях законодательства.

- Правовая грамотность в сфере интеллектуальной собственности растет?

- Колоссально. Раньше нам приходилось практически каждому предпринимателю рассказывать, что такое товарный знак, почему его надо зарегистрировать, что будет, если он его не зарегистрирует, что будет, если его конкурент зарегистрирует его на себя. Теперь же все вокруг знают, зачем это надо. Кроме того, регистрация товарного знака дает возможность увеличить капитализацию своей компании, и получить уверенность в защите от недобросовестных конкурентов.

Подготовила Елена МЕЛЬНИКОВА

Ежедневная деловая газета КАПИТАЛ.

профессиональное развитие, развитие бизнеса

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности