print

Создание юридической фирмой собственной сети

Российская правовая палата провела IV Ежегодную конференцию "ЮРИДИЧЕСКИЙ БИЗНЕС". Евгений Шестаков выступил перед партнерами с докладом.

Выступления Евгения Шестакова на конференции Создание юридической фирмой собственной сети непростая задача. Доказательством тому служит отсутствие сегодня не только федерального игрока на рынке юридических услуг, но и компаний, имеющих хотя бы десяток собственных офисов. А ведь рентабельность юридических услуг очень высока.

Я хочу рассказать об опыте построения собственной сети Группой правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С (далее - ГПК), которая на конец ноября представлена в четырех городах России семью собственными офисами юридических фирм, входящих в вышеназванную группу, и развивает 7 специализированных практик. А с 15 января 2009 года ИНТЕЛЛЕКТ-С открывает восьмую практику — внешнеэкономическая деятельность и международное частное право.

Группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С включает в себя: Агентство юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С, Коллекторское агентство ИНТЕЛЛЕКТ-С, Некоммерческое партнерство ЮрКлуб, Юридическую фирму REGISTRIRUEM.COM.

Коллекторское агентство ИНТЕЛЛЕКТ-С, Юридическая фирма REGISTRIRUEM.COM, несмотря на то, что действуют как отдельные юридические лица, фактически скорее являются торговыми марками для двух практик (отделов) Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С: отдела коллекторских услуг, отдела внешнеэкономической деятельности и международного частного права и отдела регистрационных услуг для бизнеса.

До последнего времени Группа правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С имела успешный опыт по открытию офисов как с чистого листа (Екатеринбург, Нижний Тагил, Нижний Новгород), так и через слияние с существовавшей юридической фирмой под брендом ИНТЕЛЛЕКТ-С (в Перми). Если поступит интересное предложение, то ИНТЕЛЛЕКТ-С готово рассмотреть вопрос приобретения существующего консалтингового бизнеса. С 15 января 2009 года ГПК ИНТЕЛЛЕКТ-С испытывает ещё одну интересную форму развития — присоединение к существующему бизнесу международного юридического бюро Hedman Partners.

Цели и география развития 

Цель №2, которую ставит перед собой топ-менеджмент нашей компании, — это создание в краткосрочной перспективе до конца 2014 года сети собственных офисов ГПК ИНТЕЛЛЕКТ-С в следующих городах:

2008 до 2011 до 2013 до 2014
1 эшелон: Екатеринбург
Пермь
Нижний Новгород
Нижний Тагил
Санкт-Петербург
Самара
Новосибирск
Москва
Казань
Челябинск
Прага
Краснодар
Уфа
2 эшелон: Красноярск, Воронеж,
Тюмень, Владивосток, Саратов, Волгоград, Иркутск
Киев, Варшава
Рига, Вильнюс, Таллин, Минск, Астана, Алма-Ата

Примечание
Города из второго эшелона заменяют города из первого в случае, если не удалось найти партнеров для открытия офиса в городах первого эшелона.Реализация указанной цели №2 с закономерностью приведет к получению ГПК ИНТЕЛЛЕКТ-С «желтой майки лидера» на рынке юруслуг на постсоветском пространстве и статуса большой, известной и авторитетной международной юридической фирмы с российскими корнями, что вместе и является целью №1.

Экономика и сроки 

Наш план развития рассчитан до 2014 года, т.е. на шесть лет с контрольными датами в 2011, 2013 и 2014 годах. Всего планируется открыть не менее девяти офисов в девяти городах. Т.е., на открытие одного офиса отводится не более 8 месяцев, причем команда по развитию ГПК ИНТЕЛЛЕКТ-С в указанный период работает только над одним поектом (офисом).

На самом деле у команды только шесть месяцев для вывода нового проекта в точку безубыточности, чтобы её работа была признана успешной (офис должен сработать «в ноль» и «в плюс» не менее двух месяцев подряд). Шестимесячный срок определен как максимальный на основании уже имеющегося опыта по открытию офисов в Перми и Нижнем Новгороде. В первом случае нам понадобилось как раз 6 месяцев, во втором уже два. Правда, открытие офиса в Нижнем Новгороде было менее затратным. Физически офисы должны находиться в престижных бизнес-центрах (Нижний Новгород) или в отдельных помещениях в центре города (Пермь), имеющих отдельную входную группу, выходящую на одну из главных улиц.

При выборе города для экспансии мы прежде всего оцениваем его экономические, статистические показатели, индекс Интернет-активности относительно других городов, учитываем наличие деловых интересов в этом городе у наших постоянных клиентов. Перспективные города делим на два эшелона. В первый относим лучшие, на наш взгляд, города с точки зрения соотношения интересующих нас показателей. Второй эшелон мы планируем использовать для замены городов первого эшелона на случай изменения экономической и политической ситуации, а также если нам не удастся найти партнеров, соответствующих нашим требованиям, о которых я расскажу в конце доклада. Обмолвлюсь только, что региональный партнер софинансирует проект на равных с ИНТЕЛЛЕКТ-С условиях и владеет 50% совместной фирмы.

Важное значение имеет экономика проекта по открытию нового офиса. Наша единая финансовая служба оценивает текущее финансовое состояние в ГПК, планируемые затраты и дает положительное или отрицательное заключение. Причем, максимально допустимый вклад в бюджет нового офиса со стороны ИНТЕЛЛЕКТ-С определяется финансовой службой и не может превышать 5% среднемесячного дохода ГПК.

Мы заранее определили, что в исключительных случаях максимально допустимый срок, в течении которого ИНТЕЛЛЕКТ-С готов работать себе в убыток, — 12 месяцев. По окончании этого срока проект должен быть закрыт в любом случае. Перерасход времени должен быть учтен при реализации других проектов. Так мы поступили в 2007 году с офисом в Челябинске.

Ноу-хау 

Мы уверены, что нашли правильную тактику и стратегию для успешного развития своей собственной сети.

Мы пришли к выводу, что создать в любом месте точно такую же фирму, как ИНТЕЛЛЕКТ-С в Екатеринбурге, невозможно, так как нереально клонировать коллектив с его духом, фанатской атмосферой, корпоративной культурой, отношением к общему делу, лояльностью и т.п. Конечно можно переселить часть сотрудников в новое место, но это очень дорого и не гарантирует результат, так как не факт, что родительская компания воспитает достойную им замену и не зачахнет, а новая ячейка на новом месте будет так же эффективна. Существуют известные мне примеры, когда компании открывали офис в Москве, что через некоторое время приводило не только к ухудшению состояния дел в центральном офисе, но даже к уходу со своего традиционного рынка.

В целях избежания известных рисков ИНТЕЛЛЕКТ-С придерживается следующей политики:

  1. Принято решение именно в Екатеринбурге развивать центральный офис, увеличивая количество практик (сейчас их уже семь), привлекая и удерживая высококвалифицированных специалистов, создавая для них «супер» условия для работы и быта в компании. Именно в Екатеринбурге компания ИНТЕЛЛЕКТ-С тратит много сил для того, чтобы поддержать имидж одного из лучших работодателей на рынке юридических услуг, с высокими (сравнимыми с московскими) гонорарами для юристов и партнеров, комфортными условиями для работы, здоровой психологической обстановкой в коллективе, отсутствием текучести кадров и т.п.
  2. В других городах мы так же идем в развитии «от людей», но немного по другому. Первоначально развиваем практику нашего партнера и на его основе создаем специализированную малочисленную группу из одного-двух юристов, которая может решать серьезные правовые задачи. В дальнейшем не исключено появление новых практик, но такое расширение не самоцель вне центрального офиса в Екатеринбурге.
  3. Несмотря на отсутствие полного комплекта специалистов в конкретном городе, мы предлагаем клиентам полный комплекс услуг на месте. Это становится возможным потому, что львиную часть работы выполняет большой офис в Екатеринбурге. Современные средства связи позволяют делать почти всю работу дистанционно. Офису в Нижнем Новгороде, например, остается только принять заказ и сдать результат заказчику — некий аутсорсинг юридических услуг в юридической фирме. Такая схема работы очень выгодна партнеру, так как ему не нужно сначала искать, а потом содержать узкого специалиста ради одного-двух дел в месяц, или передавать дело подрядчику с опаской, что клиент уйдет навсегда.
  4. В свою очередь и головной офис в Екатеринбурге может обратиться за услугами, скажем в Пермь, так как в Екатеринбурге все нужные специалисты могут быть заняты или даже возможна ситуация, что в Перми работает специалист более высокой квалификации, менее занят, или обладает необходимой более узкой специализацией. Обмен делами очень выгоден, так как деньги от клиента остаются в офисе, который с ним заключил договор, а зарплатная часть идет тем сотрудникам, которые фактически выполняли работу. При том, что бюджет общий, мы не «гоняем» деньги из одного города в другой, просто учитываем доходы каждого офиса управленческим методом и раз в месяц учитываем их при расчете размера взаимных обязательств между акционерными партнерами.
  5. Несмотря на большие расстояния между офисами, они все являются частью одной большой юридической фирмы. Каждый сотрудник работает в отделе (практике), соответствующем его специализации, даже если руководитель находится в другом городе. Ощущению «одной корпорации» способствуют единые для всех офисов финансовая, бухгалтерская, маркетинговая, кадровая службы, которые, кстати, находятся в Екатеринбурге, что тоже очень выгодно для партнера в другом регионе, так как существенно сокращает издержки, а следовательно, увеличиваются его дивиденды как акционера. Каждый сотрудник, вне зависимости от офиса, получает зарплату пропорционально своему вкладу в общий доход не офиса, в котором он физически работает, а всей группы компаний. Так как зарплатный фонд формируется как определенный процент от общего дохода группы правовых компаний, то сотрудник ощущает себя частью целого и заинтересован в том, чтобы доходы всей Группы компаний росли.
  6. Единые стандарты. Прозрачная гонорарная политика. Институт партнерства. IT решения для юридического бизнеса. Оптовые условия на информационные услуги для юридических фирм. Выгодность, выгодность и еще раз выгодность. 

Требования к партнеру 

Для успешного старта и дальнейшей многолетней работы нам необходим подготовленный человек, который становится акционерным партнером ИНТЕЛЛЕКТ-С, получая руководящую должность и 50% в уставном капитале новой фирмы. Под подготовленностью мы понимаем совокупность следующих факторов:

  • Наличие у кандидата выдающихся профессиональных навыков и достижений в области юриспруденции, т.е. он должен быть признанным специалистом в одной или нескольких отраслей права;
  • Кандидат должен иметь собственные финансовые ресурсы для того, чтобы выступить соинвестором нового проекта;
  • Кандидат должен «выйти» из юридического или смежного с юридическим консалтинга;
  • Кандидат должен иметь представление об этических требованиях к деятельности профессионального консультанта;
  • Кандидат должен быть ответственным, самостоятельным и в тоже время умеющим работать в команде.
  • Партнеров и юристов ИНТЕЛЛЕКТ-С подбирает себе благодаря ЮрКлубу. Как показала практика — это самый правильный и надежный способ найти талантливых, современных, широко мыслящих, амбициозных специалистов.

Заключение 

Не стоит боятся потери контроля. Потеря контроля неизбежна, поэтому необходимо воспринимать отсутствие контроля не как недостаток, а как достоинство. Отсутствие контроля — это равенство партнеров, самостоятельность, высшая форма доверия, это шанс для партнера проявить себя и построить фирму своей мечты, достичь чего-то большего в жизни, в т.ч. благодаря собственным превосходным качествам и безупречной репутации в совместной компании.

Сегодня мы испытываем реальный вакуум в части актуальной информации по развитию юридического бизнеса, особенно в регионах. Лидеры рынка, достигнув определенного потолка в месте своего присутствия, перестают развиваться, что грозит в будущем сокращению их доли. Развитие собственной сети без сомнения позволяет сохранить тонус и научиться новому в управлении юридической фирмой. Хочу пожелать себе и коллегам по юрбизнесу больше достойных конкурентов, у которых есть чему учиться, до уровня которых хотелось бы подняться и даже в чем-то их превзойти.

Подробный отчет о конференции читайте на официальном сайте Российской правовой палаты по адресу: http://www.legalfirms.ru/events/view/71

бизнес-школа, развитие бизнеса

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности