«Мы стали ближе к суровым правовым реалиям»
ИНТЕЛЛЕКТ-С и НИУ ВШЭ подвели итоги деловой игры «Учебный судебный процесс: case study» для студентов факультета права.
Участники учебного судебного процесса: «Все, начиная от получения корреспонденции и заканчивая судебными заседаниями, проходило предельно реалистично»
Деловая игра «Учебный судебный процесс: case study», организованная Группой правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С совместно с факультетом права Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде и Студенческим правовым бюро, завершилась. 21 мая 2015 года состоялась заключительная встреча организаторов и участников проекта.
Лукьянов Сергей Александрович
Партнер, руководитель офиса в Нижнем Новгороде
Подводя итоги деловой игры, партнер, руководитель офиса ИНТЕЛЛЕКТ-С в Нижнем Новгороде Сергей Лукьянов и юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С Светлана Калинина подробно разобрали все аспекты учебного судебного процесса. Речь шла об удачных и неудачных действиях, тактических и практических ошибках, достижениях студентов и возможностях, которые не были реализованы. Ребята – начинающие юристы – получили ответы на все свои вопросы по кейсу и узнали, что реальное дело, ставшее прототипом кейса, завершилось мировым соглашением сторон.
Напомним, деловая игра представляла собой моделирование арбитражного процесса, максимально приближенного к реальности: судебные разбирательства велись по нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, а само дело было разработано на основе реального кейса из практики ИНТЕЛЛЕКТ-С. Этот проект был задуман для того, чтобы студенты, изучающие право, смогли получить навыки судебного представительства. И, судя по отзывам, цель эта была достигнута.
«Мы хотели бы отметить, что студенты выступали на достойном уровне, демонстрируя знание норм права, – говорит Сергей Лукьянов. – Большинство их ошибок было связано лишь с отсутствием опыта».
Калинина Светлана Александровна
Сергей Лукьянов в учебном судебном процессе выступал в роли судьи. А курировала проект Светлана Калинина, оказывавшая студентам необходимую поддержку: «С момента подачи заявок на участие в игре и до вынесения судебного решения я общалась с участниками и помогала им сориентироваться в ситуации. Мы изначально исключили возможность общения с «судьей» иным образом, кроме как в «заседании». Сначала ребята терялись и не знали с чего начать: могли забыть экземпляр заявления для проставления на нем входящей отметки или запутаться в имеющейся на руках документации. Но уже со второго-третьего заседания они стали вести себя достаточно уверенно, хотя у них по-прежнему возникало много вопросов».
Партнеры проекта – Марина Вячеславовна Клепоносова, декан факультета права НИУ ВШЭ, и Сергей Иванович Мурзаков, заместитель декана, куратор Студенческого правового бюро – поблагодарили ИНТЕЛЛЕКТ-С за организацию деловой игры:
Мы даем ребятам хорошие знания в области права, но научить их практическим аспектам работы могут только активно практикующие юристы. Поэтому такие проекты представляют для учебного процесса большую ценность.
Все студенты, задействованные в проекте, получили сертификаты об участии, а пятерка наиболее активных – выступавших в «суде» – еще и книги по юридической тематике.
Материалы учебного судебного процесса выложены на странице деловой игры.
Отзывы участников деловой игры, студентов факультета права НИУ ВШЭ
Инна Сергеева, 3 курс: «Все, начиная от получения корреспонденции и заканчивая судебными заседаниями, проходило предельно реалистично. Это произвело значительный эффект, поскольку мы ощущали себя не просто участниками игры, а участниками настоящего арбитражного судопроизводства. Выступая в качестве представителя истца, я получила навыки общения сторон в процессе, узнала способы их взаимодействия. Нужно также отметить, что ценность данного мероприятия состоит еще и в том, что оно учит работать в команде, искать компромиссы и приходить к единому решению (ведь каждую сторону процесса представляла группа юристов). Эта игра позволила нам, будучи студентами, получить бесценный практический опыт, который, бесспорно, будет полезен нам в будущей профессиональной деятельности, а знания, полученные в ходе данного мероприятия, мы применяем уже сейчас».
Ольга Маслагина, 3 курс: «Когда я еще только регистрировалась в качестве участника, я не могла и подумать, насколько важным это окажется для меня. Больше всего меня удивило то, что арбитражный процесс, который мы разыгрывали, был максимально приближен к реальности. Мне как директору компании-истца приходилось сталкиваться с бумажной волокитой и отчасти бюрократией. Организаторы пытались показать нам, что наши представления об арбитражном процессе идеализированы. Хочется поблагодарить их за то, что они показали нам, как же рассматриваются арбитражные дела на самом деле. Теперь мы стали ближе к суровым реалиям.
Также меня порадовало то, что организаторы, хоть и помогали нам, но не указывали на наши ошибки в те моменты, когда их можно было избежать. Поначалу меня это несколько огорчало. Однако когда я стала пытаться разобраться со своими ошибками самостоятельно, я поняла, что такой подход может многому научить, ведь на ошибках учатся. Благодаря деловой игре я на всю жизнь запомнила, что юрист просто обязан ходить с паспортом и доверенностью, если он представляет какую-либо компанию!»
Максим Волков, 2 курс: «Понятие о том, как правовые нормы применяются в действительности, какие ошибки чаще всего делают молодые юристы, какие нюансы в понимании закона привносят разнообразные жизненные обстоятельства – все это невозможно узнать, не окунувшись самому в практическую деятельность. Именно такую возможность нам и предоставили юристы из компании ИНТЕЛЛЕКТ-С. Весь моделируемый процесс был настолько подробно построен и приближен к реальной жизненной действительности, насколько это возможно: у каждой стороны был свой пакет документов, свои доказательства, свои правовые позиции. Никаких скидок на то, что мы студенты – все в строгом соответствии с нормами АПК РФ. Каждое судебное заседание было не менее увлекательным, чем подготовка к ним: каждый этап судебного разбирательства привносил свои коррективы – новые доказательства, новые аргументы, новые лица, на которые порой приходилось реагировать практически мгновенно. Весь судебный процесс был в наших руках – от подачи искового заявления до прений сторон. Поэтому нам представилась возможность смоделировать, как бы мы вели себя, оказавшись на месте опытных практикующих юристов, а в деле решалась судьба нескольких миллионов рублей».
Анна Семикова, 3 курс: «Огромное спасибо организаторам деловой игры «Учебный судебный процесс: case study»! Участие в данном мероприятии позволило нам получить практические знания, развить профессиональные навыки юриста, такие как правовой анализ дела, выработка стратегии, работа в команде. В целом, деловая игра прошла динамично и увлекательно! Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проводились как можно чаще!».