print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Запасаемся официальной символикой мундиаля

Как строить бизнес с учетом ограничений FIFA.

30.03.2018 | КоммерсантЪ | Алексей Охлопков

В России с 14 июня по 15 июля 2018 года состоится чемпионат мира по футболу. Владельцы отелей и баров городов, в которых пройдут матчи турнира, рассчитывают на «большой куш». Однако, чтобы завлечь иностранных футбольных фанатов и горожан, нужно ярко выделиться среди конкурентов. Рассказываем, на каких условиях можно использовать официальную символику турнира и избежать многотысячных штрафов от организаторов.

Чем руководствоваться

Организаторы чемпионата мира выпустили специальное руководство по использованию официальной символики FIFA, указывает ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Михаил Хохолков. В нем подчеркивается, что исключительное право на использование символики принадлежит правообладателям FIFA. «Защита коммерческих прав правообладателей играет первостепенную роль при проведении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, и FIFA просит не причастные к соревнованию компании уважать интеллектуальную собственность FIFA и вести свою деятельность, не ассоциируя себя коммерчески с Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 в России», говорится в руководстве.

Правообладатели официальной символики FIFA

Среди правообладателей перечислены такие компании, как Adidas, Coca-Cola, Gazprom, Visa, Bud, Альфа-банк и другие. FIFA назначила компанию MATCH Hospitality AG в качестве исключительного правообладателя на проведение программы гостеприимства FIFA на турнире. Это единственная компания, которая имеет право предлагать эксклюзивные пакеты гостеприимства по всему миру через сеть своих агентов-распространителей.

Что входит в официальную символику

В официальную символику турнира включены официальные эмблемы, официальные кубки, фирменный логотип FIFA, официальный талисман, официальный шрифт, официальный постер, официальные плакаты городов-организаторов ЧМ, официальная концепция визуального оформления, официальный мяч, официальные логотипы фестиваля болельщиков, а также официальные наименования (например, ЧМ-2018, Забивака, Russia 2018).

Использовать официальную символику могут только правообладатели. При этом можно получить разрешение на использование официальной эмблемы или официального талисмана турнира на сайте.

Что разрешено

В FIFA называют незаконные попытки использования символики чемпионата мира «паразитическим маркетингом». Но в рекомендациях FIFA указывается, что в преддверии и во время чемпионата мира можно использовать любые изображения общего характера, связанные с футболом или определенной страной, без использования интеллектуальной собственности FIFA. То есть можно использовать все то, что позволяет болельщикам поддерживать свои команды и не создает ложного представления о причастности к чемпионату мира или FIFA, отмечает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Оформление бара, магазина и другого помещения

Так, FIFA разрешает использовать для оформления помещений «универсальные изображения, связанные с футболом или определенной страной, не создающие ложного представления о причастности к соревнованию». Например, это могут быть баннеры с флагами стран-участниц чемпионата мира и изображениями футболистов. Однако нужно быть внимательными: при отсутствии официального разрешения правообладателей не нужно размещать на таких баннерах официальную символику ЧМ.

Сувениры

Предприниматель вправе выпустить футболку «с использованием общей футбольной или связанной с Россией терминологии и национальных флагов». А вот официальную символику чемпионата мира помещать на футболку без разрешения нельзя.

Блоги

Можно использовать официальную символику ЧМ в материалах, освещающих или комментирующих турнир и лишенных коммерческого контента и рекламы, так как «это не создает ложного представления о причастности к нему». Аналогично, официальную символику для освещения ЧМ могут использовать СМИ.

Однако использовать официальную символику запрещено как «элемент общей структуры или дизайна веб-сайта (в том числе дизайна фонового изображения или обоев) или в качестве важной составляющей вводной страницы веб-сайта, если это использование создает ложное представление о причастности к чемпионату мира или FIFA.

Аналогично, бизнес не вправе использовать официальную символику в коммерческих целях в социальных сетях. А вот болельщики могут распространять такую информацию, «без извлечения какой-либо коммерческой выгоды».

Наш комментарий:

Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Лучше не использовать даже схожую с официальной символику, потому что риски привлечения к ответственности высоки как со стороны УФАС, так и со стороны FIFA.

Ответственность за нарушения

Как отмечает ведущий юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С Михаил Хохолков, за нарушение исключительных прав на официальную символику предприниматель может быть привлечен правообладателем FIFA к гражданско-правовой ответственности. Сумма компенсации составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. Если символика была использована в рекламе, то можно «заработать» административный штраф за нарушение закона «О рекламе» в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

«Лучше не использовать даже схожую с официальной символику, потому что риски привлечения к ответственности высоки как со стороны УФАС, так и со стороны FIFA. В суде, конечно, можно оспаривать штрафы. Но это влечет дополнительные денежные и временные расходы при непонятных перспективах»,— считает господин Хохолков.

Прецеденты привлечения нарушителей к административной ответственности за незаконное использование официальной символики уже были, говорит Артем Денисов. «Так, в 2017 году краснодарское УФАС оштрафовало компанию, которая через мобильное приложение рекламировала товар с обозначением, «сходным до степени смешения с товарным знаком FIFA»,— рассказал Артем Денисов.

Спонсорство и лицензирование

По вопросам спонсорства и лицензирования можно написать на [email protected], [email protected] и [email protected].

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

авторское право, интеллектуальная собственность, реклама, споры по интеллектуальной собственности

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности