print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Закон о физлицах-иноагентах

Кто должен отчитываться перед государством как иноагент?

Перед новым годом президент подписал закон, расширяющий круг субъектов, которым может быть присвоен статус иностранного агента.

13.01.2021 | Адвокатская газета | Марина Нагорная

В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что закон обязал физических лиц, выполняющих функции иностранных агентов, раз в полгода отчитываться о своей деятельности, «включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании», что является беспрецедентным вмешательством в право на уважение частной жизни. Второй заметил, что требования Роскомнадзора по маркировке контента СМИ-иноагента напоминают картинки и текст на пачках сигарет о вреде здоровью, только в данном случае предполагается вред государству.

30 декабря был подписан и опубликован закон (законопроект №1057914-7), расширяющий круг субъектов, являющихся иностранными агентами.

Теперь установлен уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории России без государственной регистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Такие объединения формируют реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Кроме того, они обязаны отчитываться о доходах и расходах.

При этом под политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя России, федеративного устройства Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития России. Кроме того, под политической деятельностью признается деятельность в сфере развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Издаваемые или распространяемые общественным объединением материалы должны иметь соответствующую маркировку иностранного агента.

Кроме того, с 30 декабря ведется учет физлиц, которые участвуют в политической деятельности на территории РФ и (или) осуществляют целенаправленный сбор отдельных категорий значимых сведений в области военной, военно-технической деятельности государства в интересах иностранного источника. Перечень сведений определяется ФСБ.

Такие лица не могут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне. Материалы физлиц также должны быть маркированы.

В комментарии «АГ» юрист-международник Наталия Секретарёва назвала данный закон беспрецедентным ограничением деятельности гражданского общества, даже по меркам последних лет.

Во-первых, она обратила внимание на используемые законодателем термины. Так, поправки были внесены с целью установить «дополнительные меры противодействия угрозам национальной безопасности». Регулирование статуса физических лиц – иностранных агентов вносится в Закон о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации. «В далеком 2014 г. Конституционный Суд сказал, что законодательство об иностранных агентах не ухудшает положение НКО-иноагентов по сравнению с другими некоммерческими организациями. Суд подчеркнул, что включение организации в соответствующий реестр "не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников". Получается, регулирование антиправовое со всех сторон: оно противоречит запрету дискриминации НКО (а теперь и не только НКО) по признаку иностранного финансирования, противоречит международному праву и Конституции и даже не пытается учитывать правовые позиции российского Конституционного Суда», – подчеркнула юрист.

Во-вторых, указала Наталия Секретарёва, поправки позволяют признавать иностранными агентами объединения без образования юридического лица, которые получают иностранную поддержку. «Условно, одного рубля иностранных денег достаточно, чтобы неформальное объединение людей признали иностранным агентом. Совершенно непонятно, как государство будет идентифицировать эти объединения и контролировать выполнение ими "отчетных" требований», – отметила она.

В-третьих, закон ввел понятие «физического лица, выполняющего функции иностранного агента», указала юрист. Она подчеркнула: чтобы выполнять функции иностранного агента, человек должен отвечать двум критериям. Так, он должен осуществлять политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России и получать «денежные средства, иную имущественную или организационно-методическую помощь» от иностранных источников.

«Практика сложилась таким образом, что абсолютно любая деятельность в России считается политической – от защиты прав жертв домашнего насилия до борьбы с ВИЧ. Что касается второго критерия – иностранной поддержки – то совершенно любое, не обязательно даже финансовое взаимодействие с внешним миром может рассматриваться как "иностранное воздействие", достаточное для признания человека иностранным агентом. Каждый россиянин может быть признан иностранным агентом – остается только гадать, как государство будет использовать этот "кнут" на практике», – указала Наталия Секретарёва.

Юрист обратила внимание, что закон обязал физических лиц, выполняющих функции иностранных агентов, раз в полгода отчитываться «о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании». Она посчитала, что это беспрецедентное вмешательство в право на уважение частной жизни – по сути, человека обязывают отчитываться не только о работе или активизме, но обо всей его жизни.

Наш комментарий:

Михаил Хохолков, INTELLECT, специально для «Адвокатской газеты»:

Если гражданин узнал себя в законе, то он должен самостоятельно подать заявление в Минюст о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Ведущий юрист INTELLECT Михаил Хохолков отметил, что законом последовательно продолжается ограничение распространения информации и желание контролировать содержание Интернета. Он указал, что изменения внесены в опасную для СМИ ст. 4, которая полностью посвящена злоупотреблениям свободой массовой информации: «Два нарушения требований этой статьи в течение года дают право Роскомнадзору аннулировать регистрацию СМИ. Про блокировки сетевых изданий и большие штрафы можно и не писать – многим журналистам это известно».

Михаил Хохолков отметил, что, помимо определения физического лица – иноагента, закон раскрыл понятие политической деятельности и формы ее осуществления – слишком широкое и с незначительными исключениями. Например, политической деятельностью не будет являться деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

«Исключения вынесены в закрытый перечень, следовательно, все иное может являться политической деятельностью. Например, даже комментирование законопроекта, поскольку может оказать "влияние на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия"», – указал эксперт.

Юрист обратил внимание на то, что если гражданин узнал себя в законе, то он должен самостоятельно подать заявление в Минюст о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если инициатива не будет проявлена, то Минюст, когда обнаружит этого субъекта, сам включит его в реестр иноагентов. При этом включение в реестр накладывает множество дополнительных обязанностей: регулярную отчетность о финансировании, специальные пометки всех своих материалов и др. За неисполнение – штрафы, а уголовная ответственность может наступить даже за неподачу гражданином такого уведомления, что говорится в корреспондирующем законе.

Михаил Хохолков заметил, что Приказом Роскомнадзора №124 от 23 сентября 2020 г. определено, что любой контент СМИ-иноагентов должен сопровождаться следующим указанием: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». В печати или на сайтах размер шрифта такого указания должен вдвое превышать размер текста сообщения. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается. Не допускается наложение указания на содержащийся в контенте другой материал и их фрагменты. При размещении указания в аудиосообщениях и материалах в звуковой форме также не допускается его наложение на другие фрагменты, а также запрещено использовать любые технологии по увеличению скорости его воспроизведения. Уровень звука указания должен быть не ниже уровня звука основного контента.

«Мне такое напомнило картинки и текст на пачках сигарет о вреде здоровью. Только в нашем случае предполагается вред государству», – подчеркнул юрист.

Стоит отметить, что 24 декабря Госдума приняла в первом чтении проект поправок в КоАП (законопроект №1060950-7), уточняющий ответственность за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента. В КоАП предлагается ввести новые составы правонарушений, устанавливающих ответственность за распространение в СМИ информации о НКО, незарегистрированных общественных объединениях и физлицах, включенных в соответствующие реестры, а также за распространение издаваемых ими материалов без указания на то, что такое лицо выполняет функции иностранного агента.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

медиа, некоммерческие организации, персональные данные

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности