Спор за «Лавку»
Правообладатель бренда «В лавке» подал иск к «Яндексу». Он хочет взыскать с IT-компании 100 млн руб.
11.11.2022 | Shopper's | Екатерина Брызгалова, Мария Рудницкая
Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск ООО «Источник», которому принадлежит товарный знак «В лавке. Фермерская еда», о взыскании 100 млн руб. с «Яндекса» и еще четырех ответчиков, следует из информации в картотеке дел.
Иск поступил в суд 10 ноября, к рассмотрению он пока не принят. Соответчиками указаны подконтрольные «Яндексу» ООО «Яндекс.Лавка», ООО «Яндекс.Еда», ООО «Партия еды» и ООО «Яндекс.Такси». Третьим лицом истец просит привлечь к спору Роспатент. Рассмотрением иска займется судья Максим Ведерников, который специализируется на спорах, связанных с интеллектуальной собственностью, пишут «РИА Новости». Предположительно, речь идет о взыскании с «Яндекса» компенсации за использование обозначений, сходных с товарным знаком истца. Shopper's направил запрос владельцу бренда «В лавке», он остался без ответа. «Мы ждем документов для ознакомления с материалами дела и будем защищать свои интересы в суде», — заявил Shopper's представитель «Яндекса».
Бренд «В лавке. Фермерская еда» зарегистрирован Роспатентом в 2021 г. Элемент «Фермерская еда» в нем неохраняемый. Товарный знак распространяется на четыре класса товаров и два класса услуг. Среди товаров — продукты питания и кондитерские ингредиенты, безалкогольные напитки. Среди услуг — маркетинг, организация торговых ярмарок, оформление витрин и многое другое. Бренд «Яндекс Лавка» при этом зарегистрирован в 2020 г.
Под брендом «В лавке» в Москве работают два магазина с кафе. Их развивают Дмитрий Немировский и Павел Гриншпун, ранее участники фермерского кооператива Бориса Акимова LavkaLavka. Акимов вместе с партнерами начал развивать интернет-магазин LavkaLavka в 2009 г. Как писал Forbes, к 2014 г. годовая выручка проекта, в который входили четыре магазина, ресторан и кафе, составляла 250 млн руб. Но в 2017 г. оборот упал до 27 млн руб. в год, компания накопила долги перед сотрудниками и поставщиками. В 2018 г. большая часть магазинов LavkaLavka была закрыта, а последние три перешли к Немировскому и Гриншпуну.
Наш комментарий:
Максим Лабзин, INTELLECT, специально для портала «Shopper’s»:
Что говорят юристы
Если товарный знак «Яндекс.Лавка» зарегистрирован раньше, чем товарный знак «В Лавке. Фермерские продукты», «Яндекс» может оспорить права на товарный знак и его правовую охрану, заявил Shopper's старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин. Но сделать это можно только в Роспатенте, потому что суд не вправе решать такие вопросы. Такое возражение может подать владелец того знака, который зарегистрировал его раньше, даже после суда.
Регистрация товарного знака и действия по его защите могут трактоваться как недобросовестная конкуренция, компания может использовать это в суде, говорит Лабзин. Само по себе более раннее использование товарного знака без его регистрации не может быть основанием для отмены регистрации, рассуждает юрист. Но «Яндекс», считает он, может выиграть спор, если докажет, что на момент подачи истцом своей заявки на регистрацию товарного знака пользователи ассоциировали обозначение именно с «Яндексом». А потому его шансы на победу достаточно велики, резюмирует юрист.
Также ответчик в суде может доказать, что «Яндекс.Лавка» не наносит вреда и не затрагивает интересов истца, а сам иск является злоупотреблением правом, говорит Лабзин: «С первого взгляда кажется именно так, поскольку непонятно, каким образом рассчитана эта сумма, учитывая, что максимальный размер штрафа за незаконное использование торговой марки, если определять его по усмотрению суда, составляет 5 млн руб.».
Как «Яндекс» охраняет «Лавку»
«Яндекс» запустил «Лавку» в 2019 г., а год спустя начал развивать собственную торгую марку «Из лавки». В 2021 г. «Яндекс» подал иск в Суд по интеллектуальным правам. Он потребовал прекратить правовую охрану товарных знаков Lavka и Lavka.ru. Права на эти товарные знаки принадлежат ООО «Магазин у дома». А IT-компании принадлежат права на торговый знак «Яндекс.Лавка».
Юристы Versus.IT оценивали этот иск как желание закрепить правовую монополию на бренд: без отмены чужих товарных знаков компания не сможет зарегистрировать свой, писал CNews. Но тогда стороны достигли мирного соглашения, производство в сентябре 2022 г. было прекращено.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>