print

Спор вокруг либретто

Мариинку обвинили в нарушении авторских прав на балет "Тысяча и одна ночь".

06.03.2023 | Деловой Петербург | Дмитрий Маракулин

Октябрьский райсуд Петербурга назначил культуроведческую экспертизу по спору между Мариинским театром и 86–летней Нелой Назировой, балетмейстером и хореографом. Назирова — заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, с 1990–х годов живёт во Франции.

Камнем преткновения стал балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь", поставленный в филиале Мариинского театра — на Приморской сцене (Владивосток). В Петербурге гастроли труппы с Дальнего Востока, к слову, прошли в конце февраля — начале марта. Горожане и гости города на Неве могли увидеть в том числе и балет "Тысяча и одна ночь".

По версии Нелы Назировой, Мариинский театр при постановке и показе 14 августа 2020 года балета "Тысяча и одна ночь" на Приморской сцене использовал либретто, созданное ею в соавторстве с Максудом и Рустамом Ибрагимбековыми в 1978 году. Права на него были зарегистрированы Азербайджанским отделением Всесоюзного агентства по авторским правам. Согласие хореографа на использование произведения не было получено, а имя в числе соавторов либретто не указано.

Кстати, в 1980 году Нела Назирова получила Государственную премию СССР за постановку балета "Тысяча и одна ночь" в Государственном азербайджанском академическом театре.

Истица просит суд запретить Мариинскому театру использовать либретто, а также взыскать с ответчика 2 млн рублей компенсации за нарушение исключительного права и 100 тыс. рублей компенсации морального вреда.

Мариинский театр не ответил на запрос "ДП". Однако, по данным издания, учреждение возражает против удовлетворения иска, потому что в основе спорного балета лежит либретто, авторами которого являются только Максуд и Рустам Ибрагимбековы, а права на это произведение зарегистрированы в 1968 году.

Культуроведческая экспертиза проанализирует и сравнит оба либретто. Кроме того, специалисты определят, являлась ли Нела Назирова автором либретто балета, поставленного Мариинским театром и показанного 14 августа 2020 года во Владивостоке.

"Экспертиза назначается при наличии двух условий, — говорит Марина Пожидаева, юрист Versus.legal. — Во–первых, установление авторства произведения должно иметь значение для дела, а в споре с Мариинским театром это необходимо для решения вопроса о нарушении авторских прав и взыскания компенсации. Второе условие — авторство произведения невозможно проверить, исследовав иные доказательства, имеющиеся в деле. И в споре с Мариинкой оба условия выполняются".

Наш комментарий:

Анастасия Герман, INTELLECT, специально для «Делового Петербурга»:

Подобные иски к крупным учреждениям культуры (Госфильмофонд, Большой театр и т.д.) если и возникают, то нечасто, вызывая при этом повышенное внимание общественности, отмечает Анастасия Герман, ведущий юрист INTELLECT. "Как правило, у истцов имеются как психологические препятствия (фигура ответчика слишком масштабна и значима, а потому решиться на суд непросто), так и финансовые (авторам произведений необходимы немалые ресурсы для противостояния таким известным ответчикам, имеющим своих юристов в штате и приглашённых консультантов)", — добавляет эксперт.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

авторское право, интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности