*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
На страже виски и сыра
В июле Гражданский кодекс пополнился новым объектом интеллектуальных прав – географическим указанием. Зачем оно нужно?
10.09.2020 | ПРАВО.RU | Евгений Науменко
К географическому указанию не такие жесткие требования, как к наименованию места происхождения товара. В частности, нет такой строгой привязки к месту производства, поэтому больше предпринимателей смогут зарегистрировать и защитить свои «региональные бренды». Правда, между понятиями может начаться путаница. Как ее будут решать на практике, предположили эксперты. Еще они ответили на вопрос, можно ли будет производить адыгейский сыр не в Адыгее.
27 июля вступили в силу изменения в ГК. Появилось новое понятие – географическое указание (ГУ), которое устанавливает связь продукции с её географическим происхождением. Географическое указание можно спутать с другим похожим объектом – наименованием места происхождения товара (НМПТ). Например, «Нарзан» или «Вологодское масло». НМПТ означает, что продукт полностью производится в этой местности. Но в отличие от него, согласно п. 1 ст. 1516, для географического указания достаточно одной стадии производства товара на этой территории.
Наш комментарий:
Максим Лабзин, INTELLECT, специально для портала ПРАВО.RU:
Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин отмечает: «Географическое указание – это во многих случаях некое «недоНМПТ», поскольку в отличие от НМПТ здесь не требуется известность, а особые свойства маркированного товара могут лишь в какой-то значительной степени, а не исключительно (как для НМПТ) определяться его географическим происхождением. Отличия проводятся по весьма субъективным, неоднозначным параметрам с занижением требований в пользу географического указания: известность, степень зависимости свойств товара от условий местности, существенность стадий производства. Но права при этом предоставляются одинаковые по аналогичным процедурам. Разумеется, это будет способствовать тому, что производители, скорее, будут регистрировать географические наименования, чем НМПТ, потому что это легче».
Товары с географическим указанием. Где их производят
Чтобы защитить или оспорить географическое указание в суде, надо понять, что такое «существенное влияние» для стадии производства. Для этого можно обратиться к зарубежному опыту. Пример такого регулирования – терруар. Это специализированный термин, который означает конкретный вид почвы, среднегодовую температуру, влажность и другие факторы в определённой местности, где выращивают сельскохозяйственную продукцию или сырье для нее. Такой набор уникален для конкретной территории. Именно он влияет на качество.
Это позволяет отличить, например, пармезан, произведённый в итальянских провинциях Парма и Эмилья-Романья, от других сыров, а шампанское – от игристых вин, сделанных за пределами французской Шампани (например, в Бордо, Бургундии и Эльзасе изготавливают вино под названием Crémant ).
«Пока что, если говорить о географических указаниях, можно приводить лишь отдельные примеры, – говорит Максим Лабзин. – Так, в Европе механизм часов считается швейцарским, если он одновременно собран в Швейцарии, разработан в Швейцарии, окончательный контроль его качества выполнен в Швейцарии, не менее 60% его стоимости добавлено в Швейцарии, на компоненты швейцарского производства приходится не менее 50% общей стоимости часов».
«Можно предположить, что если на территории географического объекта получают сырье с определенными качественными характеристиками или владеют определенным навыком обработки сырья, то такую стадию следует считать существенной. Потому что именно от нее зависит качество финального продукта и его репутация среди потребителей», – рассуждает юрист АБ КИАП Анастасия Сковпень.
Павел Садовский, руководитель практики интеллектуальной собственности АБ
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», считает, что «в первую очередь будут регистрировать давно известные и устоявшиеся «региональные бренды», которые по тем или иным причинам недотягивают до наименования места происхождения товара».
Лабзин добавляет, что это всё – вопрос факта и субъективной оценки, который потребует дополнительных нормативно-правовых актов, разъяснений, подходов, рекомендаций, а также формирования судебной практики. «Но и после этого споры по нему все равно будут», – заключает эксперт.
Репутация географического указания
Защита географического указания – это запрет указывать на этикетке место, которое с товаром никак не связано, чтобы продукт не вызывал у потребителя ассоциацию с «неправильным» местом. В европейском праве это называют «использованием репутации географического указания».
«Географическое указание может представлять собой неочевидные привязки к конкретной местности, – говорит Максим Лабзин. – Например, указание на национальность, на какой-то объект, который находится в определенном месте: «аргановое масло», «текила» (аргановое масло производится из семян дерева аргании, которое произрастает только на части территории Марокко, а текилу делают из ферментированного сока растения голубой агавы, который добывают исключительно на территории пяти мексиканских штатов)».
Пример разбирательства на эту тему – дело №C‑44/17, которое в 2017-2018 годах разбирал Суд ЕС. Некий Михаэль Кротц производил виски под названием Glen Buchenbach. В переводе это означает «Долина Бухенбах» – местность в немецкой Швабии, где Кротц и делал свой напиток. Но слово glen обычно используют шотландцы. На это и обратила внимание Ассоциация производителей шотландского виски. Они подали иск против Кротца. В заявлении ассоциация указала, что термин glen широко используется в Шотландии вместо слова «долина», в том числе как элемент товарного знака в названии шотландского виски. Он вызывает у населения ассоциации с Шотландией и шотландским виски, хотя на этикетке и указано, что выпускаемая продукция немецкого происхождения.
В итоге в прошлом году суд запретил Кротцу использовать элемент glen в своей продукции.
В отличие от Европы название Glen среднему россиянину ни о чем не говорит. Это подтверждает дело в Палате по патентным спорам. Эта же Ассоциация производителей шотландского виски оспорила в апреле 2020 года регистрацию товарного знака Glenmore. Палата удовлетворила требования, потому что сочла знак сходным до степени смешения с Glenmorangie, которым владеет один из членов ассоциации. Аргументы о том, что элемент glen намекает на шотландское происхождение напитка, Палата отвергла, решив, что оба обозначения «лишены смысловой нагрузки». Элемент glen, по мнению судей, не обладает различительной способностью среди россиян и вообще не вызывает у наших сограждан каких-либо ассоциаций.
Сыр принимает немецкое гражданство
Но как быть с продуктами, которые носят название какой-то местности, но производятся везде? Придётся ли производителям адыгейского сыра с циклом производства в Мурманске отказаться от своей затеи? Однозначно отвечать на вопрос пока рано, считает Лабзин. «Заранее ничего сказать здесь невозможно, – говорит юрист. – Многие подобные вопросы решались в судебной практике не один год и в разных судебных процессах».
Иностранные суды уже сталкивались с подобной проблемой. Так, в деле №C-132/05 Европейский суд рассматривал спор Еврокомиссии с ФРГ насчет сыров «пармезан», которые производят в Германии. По мнению истцов, продукцию не из итальянского региона нельзя так называть. Они указывали на фонетическое и визуальное сходство слов «пармезан» и «пармиджано» и на внешнее сходство самих сыров. Оба твёрдые, продаются в тёртом виде или предназначены для натирания. Защита немцев сводилась к тому, что законодательство ЕС защищает название товара «именно в той форме, в которой оно было зарегистрировано». Следовательно, слова parmesan («пармезан») и parmigiano reggiano («пармский-реджанский сыр) разные, а использование первого не нарушает права на второе.
Суд пришёл к выводу: «пармиджано», когда оказался в Германии, на протяжении веков эволюционировал в «пармезан». Ни в ФРГ, ни в ряде стран Евросоюза никто уже не связывает этот сыр сугубо с его итальянской родиной. В итоге немцам удалось отстоять «гражданство» своего сыра.
Такие споры, скорее всего, ждут и нас. Максим Лабзин говорит, что для отстаивания права использовать условный «адыгейский сыр» будущим ответчикам придётся доказывать, что в сознании граждан такой продукт уже давно не связан с Адыгеей. Возможно, для этого придётся проводить социологические исследования. «Конечно, высока вероятность, что это название рано или поздно все-таки признают вошедшим во всеобщее употребление и оставят без правовой охраны», – полагает юрист.
Пока адыгейский сыр является НМПТ, а в 2019 году Палата по патентным спорам запретила производителям из других регионов использовать это наименование. Возможно, ситуация с этим или другими наименованиями может измениться после введения термина «географическое указание».
Павел Шульга, адвокат «Инфралекс», считает, что специалисты Роспатента могут использовать критерии оценки охраноспособности товарных знаков. Имеются в виду случаи, когда товар определённого вида вошёл во всеобщее употребление. На основании ст. 1483 ГК такие знаки не регистрируются.
При этом для иностранных товаров (шампанского или коньяка) п. 5 ст. 1483 ГК предлагает отдельную защиту, связанную с международными обязательствами России.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>