print

Контрафактный «Ушастый нянь»

«Невская косметика» выиграла спор у маркетплейса Wildberries, где под её брендом «Ушастый нянь» продавался контрафакт.

07.02.2025 | Деловой Петербург | Дмитрий Маракулин, Дарья Зайцева

Арбитражный суд Московской области в январе этого года удовлетворил иск АО «Невская косметика», входящего, по собственной оценке компании, в топ–3 отечественных производителей косметики. Ответчиком по иску указан маркетплейс Wildberries (ООО «Вайлдберриз»).

«Невская косметика» обнаружила на маркетплейсе семь предложений товаров, которые сочла контрафактными. В большей части продавцы предлагали гель для стирки детского белья ёмкостью 5 литров под брендом «Ушастый нянь». Компания, владеющая товарными знаками серии «Ушастый нянь», не производит такую продукцию в подобной упаковке под этим брендом. В апреле 2024 года обнаруженные нарушения были зафиксированы нотариально.

«Невская косметика» с конца 2023 года направляла претензии маркетплейсу с требованием удалить предложения о контрафактном товаре. Однако Wildberries удалил их только в августе 2024 года — уже после того как в июне того же года ему был предъявлен иск. Правда, как отметил представитель «Невской косметики» в судебном процессе, удалена была только часть предложений.

«Ответчик не выполнил все требования для освобождения его как информационного посредника от ответственности за нарушение исключительного права на защищаемый товарный знак», — резюмировал суд и взыскал 2 млн рублей компенсации с Wildberries. Процесс этот не закончен, Десятый арбитражный апелляционный суд 4 февраля принял к рассмотрению жалобу маркетплейса.

Впрочем, контрафакт можно обнаружить не только у Wildberries. Так, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в конце 2024 года взыскал с петербургского индивидуального предпринимателя 300 тыс. рублей компенсации в пользу АО «Киностудия «Союзмультфильм» за нарушение авторских прав на изображения персонажей известных советских мультфильмов — Чебурашки, Крокодила Гены, Зайца и Волка, Ослика, Винни Пуха, Пятачка и т.д. Предлагалась контрафактная продукция на сайте «Яндекс.Маркет», указано в решении суда.

Наш комментарий:

Анастасия Герман, INTELLECT, специально для портала «Деловой Петербург»:

Иногда маркетплейсы запрашивают договоры, подтверждающие права продавца на реализацию оригинальной продукции, однако проверить, не сфальсифицированы ли они, практически невозможно.

«Проблема с продажами контрафактного товара на маркетплейсах всегда была и остаётся животрепещущей. Это связано с отсутствием какого-либо механизма проверки источника его происхождения, в том числе установленного законодательно», — говорит ведущий юрист INTELLECT Анастасия Герман.

Иными словами, добавляет эксперт, любое лицо, выразившее желание реализовывать ту или иную продукцию через маркетплейс, может сделать это беспрепятственно, предоставив лишь стандартные сведения о себе для заключения договора с владельцем какой–либо платформы.

«Иногда маркетплейсы запрашивают договоры, подтверждающие права продавца на реализацию оригинальной продукции, однако проверить, не сфальсифицированы ли они, практически невозможно — как из–за огромного числа продавцов, так и из-за отсутствия какого-либо полного публичного реестра таких договоров», — считает Анастасия Герман.

По мнению руководителя практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Шварц и партнёры» адвоката Татьяны Овчинниковой, наиболее заинтересованной стороной в решении проблемы являются правообладатели товарных знаков и других обозначений, поэтому именно на них должна быть возложена функция мониторинга и пресечения нарушений.

«Правообладателям следует эффективнее использовать инструмент, предоставленный законом, чтобы сократить число подделок, — считает эксперт. — Накладывать чрезмерные обязанности по проверке товаров на маркетплейсы неоправданно. Введение дополнительных мер может привести к увеличению затрат на эксплуатацию маркетплейса и, как следствие, увеличению стоимости для продавцов и покупателей, не нарушающих ничьих прав».

Маркетплейс уже несёт ответственность как информационный посредник за реализацию контрафакта, сообщили в Wildberries. Для контроля качества и безопасности продукции компания использует дополнительные инструменты. Wildberries инициативно участвует в эксперименте с Росаккредитацией. Более 13 млн товаров уже прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность.

«Для защиты правообладателей действует сервис «Цифровой арбитраж». Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их предоставить, маркетплейс убирает такие товары с онлайн–витрины», — говорят на маркетплейсе.

У покупателей появляется всё больше возможностей проверить товар, купленный в онлайне, говорят в Ozon. Например, по ряду категорий товар должен обладать маркировкой «Честный знак». Ozon формирует динамический список особенно важных для покупателей брендов — по таким товарам у продавцов маркетплейс дополнительно проверяет все документы, подтверждающие качество и оригинальность товаров. Такие товары, подверженные высокому риску подделок, получают плашку «Оригинальный товар».

По словам президента АКИТ Артёма Соколова, на площадках созданы каналы для взаимодействия с держателем товарных знаков, где они могут напрямую подать обращение. Как правило, подтверждаются около 48% обращений с жалобами на подделки от правообладателей — карточки таких товаров немедленно блокируются, утверждает Артём Соколов.

Он добавляет, что в последнее время участились примеры, когда обращения касаются не подделок, а параллельного импорта. Например, когда два импортёра завозят товары одного и того же бренда и каждый из них считает, что у него больше прав на такой импорт.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

авторское право, интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности