Контрафактный «Ушастый нянь»
«Невская косметика» выиграла спор у маркетплейса Wildberries, где под её брендом «Ушастый нянь» продавался контрафакт.
07.02.2025 | Деловой Петербург | Дмитрий Маракулин, Дарья Зайцева
Арбитражный суд Московской области в январе этого года удовлетворил иск АО «Невская косметика», входящего, по собственной оценке компании, в топ–3 отечественных производителей косметики. Ответчиком по иску указан маркетплейс Wildberries (ООО «Вайлдберриз»).
«Невская косметика» обнаружила на маркетплейсе семь предложений товаров, которые сочла контрафактными. В большей части продавцы предлагали гель для стирки детского белья ёмкостью 5 литров под брендом «Ушастый нянь». Компания, владеющая товарными знаками серии «Ушастый нянь», не производит такую продукцию в подобной упаковке под этим брендом. В апреле 2024 года обнаруженные нарушения были зафиксированы нотариально.
«Невская косметика» с конца 2023 года направляла претензии маркетплейсу с требованием удалить предложения о контрафактном товаре. Однако Wildberries удалил их только в августе 2024 года — уже после того как в июне того же года ему был предъявлен иск. Правда, как отметил представитель «Невской косметики» в судебном процессе, удалена была только часть предложений.
«Ответчик не выполнил все требования для освобождения его как информационного посредника от ответственности за нарушение исключительного права на защищаемый товарный знак», — резюмировал суд и взыскал 2 млн рублей компенсации с Wildberries. Процесс этот не закончен, Десятый арбитражный апелляционный суд 4 февраля принял к рассмотрению жалобу маркетплейса.
Впрочем, контрафакт можно обнаружить не только у Wildberries. Так, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в конце 2024 года взыскал с петербургского индивидуального предпринимателя 300 тыс. рублей компенсации в пользу АО «Киностудия «Союзмультфильм» за нарушение авторских прав на изображения персонажей известных советских мультфильмов — Чебурашки, Крокодила Гены, Зайца и Волка, Ослика, Винни Пуха, Пятачка и т.д. Предлагалась контрафактная продукция на сайте «Яндекс.Маркет», указано в решении суда.
Наш комментарий:
Анастасия Герман, INTELLECT, специально для портала «Деловой Петербург»:
«Проблема с продажами контрафактного товара на маркетплейсах всегда была и остаётся животрепещущей. Это связано с отсутствием какого-либо механизма проверки источника его происхождения, в том числе установленного законодательно», — говорит ведущий юрист INTELLECT Анастасия Герман.
Иными словами, добавляет эксперт, любое лицо, выразившее желание реализовывать ту или иную продукцию через маркетплейс, может сделать это беспрепятственно, предоставив лишь стандартные сведения о себе для заключения договора с владельцем какой–либо платформы.
«Иногда маркетплейсы запрашивают договоры, подтверждающие права продавца на реализацию оригинальной продукции, однако проверить, не сфальсифицированы ли они, практически невозможно — как из–за огромного числа продавцов, так и из-за отсутствия какого-либо полного публичного реестра таких договоров», — считает Анастасия Герман.
По мнению руководителя практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Шварц и партнёры» адвоката Татьяны Овчинниковой, наиболее заинтересованной стороной в решении проблемы являются правообладатели товарных знаков и других обозначений, поэтому именно на них должна быть возложена функция мониторинга и пресечения нарушений.
«Правообладателям следует эффективнее использовать инструмент, предоставленный законом, чтобы сократить число подделок, — считает эксперт. — Накладывать чрезмерные обязанности по проверке товаров на маркетплейсы неоправданно. Введение дополнительных мер может привести к увеличению затрат на эксплуатацию маркетплейса и, как следствие, увеличению стоимости для продавцов и покупателей, не нарушающих ничьих прав».
Маркетплейс уже несёт ответственность как информационный посредник за реализацию контрафакта, сообщили в Wildberries. Для контроля качества и безопасности продукции компания использует дополнительные инструменты. Wildberries инициативно участвует в эксперименте с Росаккредитацией. Более 13 млн товаров уже прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность.
«Для защиты правообладателей действует сервис «Цифровой арбитраж». Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их предоставить, маркетплейс убирает такие товары с онлайн–витрины», — говорят на маркетплейсе.
У покупателей появляется всё больше возможностей проверить товар, купленный в онлайне, говорят в Ozon. Например, по ряду категорий товар должен обладать маркировкой «Честный знак». Ozon формирует динамический список особенно важных для покупателей брендов — по таким товарам у продавцов маркетплейс дополнительно проверяет все документы, подтверждающие качество и оригинальность товаров. Такие товары, подверженные высокому риску подделок, получают плашку «Оригинальный товар».
По словам президента АКИТ Артёма Соколова, на площадках созданы каналы для взаимодействия с держателем товарных знаков, где они могут напрямую подать обращение. Как правило, подтверждаются около 48% обращений с жалобами на подделки от правообладателей — карточки таких товаров немедленно блокируются, утверждает Артём Соколов.
Он добавляет, что в последнее время участились примеры, когда обращения касаются не подделок, а параллельного импорта. Например, когда два импортёра завозят товары одного и того же бренда и каждый из них считает, что у него больше прав на такой импорт.
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>