*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Горе от ума
В Госдуме придумали, как защитить абонентов сотовой связи от спама.
17.09.2013 | УралБизнесКонсалтинг | Ольга Кондрашова
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект о создании специальной общероссийской базы номеров «Не беспокоить» для абонентов, не желающих получать любую sms-рекламу на свой телефон. По оценке юристов, идея создания базы не только дублирует 18 статью закона о рекламе, но и предлагает абонентам, которые ранее защищались от спама по умолчанию, решить множество организационных моментов. Сотовые операторы тем более не поддерживают инициативу, поскольку в данном случае пострадать в финансовом плане могут невиновные.
В соответствии с законопроектом, за нарушение запрета рекламодатель будет нести ответственность согласно существующей в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) статье «Нарушение законодательства о рекламе». За такое правонарушение предусмотрены штрафы в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. для граждан, от 4 тыс. до 20 тыс. — для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. — для юрлиц.
Авторы законопроекта предлагают создать единую федеральную базу номеров абонентов, отказавшихся от рекламных sms-рассылок. Тем самым абонент будет запрещать присылать ему рекламные сообщения. Правительство РФ должно будет обновлять список номеров еженедельно. Законопроект в случае его принятия должен вступить в силу с 1 сентября 2014 года.
Наш комментарий:
Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для УрБК:
По оценке старшего партнера Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Романа Речкина, никакая специальная база абонентов, отказавшихся от рассылки спама, не нужна, поскольку по действующему сегодня общему правилу закон и так на стороне абонента: все, кто не дал прямого согласия на получение такой рекламы, по умолчанию признаются отказавшимися от рассылки.
«Согласно ст. 18 закона о рекламе, любая реклама с использованием каких-либо телекоммуникационных каналов возможна только в том случае, если абонент дал на это согласие. При этом предоставление номера своего сотового телефона исполнителю (например, в ходе исполнения договора или в анкете на получение дисконтной карты) само по себе таковым согласием не считается, это должно быть именно согласие на получение рекламы по сетям электросвязи. Авторы нынешнего законопроекта все ставят с ног на голову. Сейчас абонент ничего не должен подписывать — закон и так на его стороне, запрещая смс-рассылки. В случае же принятия закона в таком виде получится, что все абоненты, не заявившие о своем несогласии с получением спама, согласны его получать. А насколько сложно будет включиться в такую базу, а равно кто и за чей счет будет ее вести и отвечать за сохранность данных и достоверность базы — это вообще отдельный вопрос», — рассказал Роман Речкин.
Эксперт также отмечает, что в настоящее время в ФАС России поступает множество жалоб на организации, рекламирующие свои услуги или товары через sms-рассылку, и ведомство практически всегда встает на сторону абонентов, привлекая организации, рассылающие спам без согласия абонентов, к административной ответственности в виде штрафа.
По оценке представителей сотового оператора «Мотив», данное новшество принесет одни лишь неудобства прежде всего организациям, рекламирующим свои услуги на законных основаниях, а, во-вторых, самим абонентам.
Отметим, что согласно законопроекту, в случае, если ранее абонент вольно или невольно уже дал согласие на рассылку и после этого внес свой номер в общероссийскую базу, то присылать ему любую рекламную информацию с этого момента будет запрещено. Однако как об этом узнают операторы, пока неизвестно.
«Законопроект предполагает отмену данного ранее согласия на получение рекламных sms. Абонент — хозяин своего слова: сам дал, сам забрал обратно, а как об этом узнает организация, совершенно легально осуществляющая sms-рассылку — большой вопрос. Получается, покарать рублем могут невиновных. Не стоит забывать о том, что часто абоненты сами оставляют свой номер «мобильным спамерам»: при заказе такси, получении дисконтной карты в магазине, во время участия в опросах», — рассказала пресс-секретарь компании «Мотив» Алена Ярушина.
В компании сообщили, что в данный момент операторы самостоятельно борются со спамерами.
«Все претензии абонентов обрабатываются: если мы видим хоть малейший намек на спам-рассылку, «подозрительный» номер тут же блокируется. Правда, некоторые операторы предлагают своим клиентам воспользоваться специальными вебинтерфейсами, с помощью которых и осуществляется «рекламная рассылка» через sms-центр оператора», — добавляет Алена Ярушина.
С ней согласна директор по связям с общественностью Уральского филиала ОАО «МегаФон» Людмила Столярова.
«Предложенная модель регулирования не позволяет оградить абонентов от нежелательных сообщений. Факт включения абонентского номера в какой-либо список не означает, что у оператора связи появляется право по своему усмотрению не доставлять какие-либо сообщения электросвязи, при этом фильтровать SMS на рекламные и нерекламные оператор не вправе в силу тайны связи. Кроме того, законопроект не решает основную проблему SMS-спама — найти конечного отправителя рекламы зачастую трудно.
«МегаФон» предлагает направить усилия в сфере борьбы с нежелательными рассылками на закрепление права абонента сообщить непосредственно своему оператору связи о том, какие именно рассылки пользователь не желает получать. А оператора связи наделить правом не доставлять сообщения, от получения которых абонент отказался и блокировать массовые несанкционированные с оператором рассылки. Данный подход позволит абонентам избавиться от назойливой рекламы, но исключит риск недоставки важных массовых SMS оповещений, например, со стороны МЧС», — считает она.
Таким образом, новая законодательная инициатива призвана лишь усложнить жизнь операторам связи, которые и без того несут немалую финансовую ответственность. Достанется и абонентам, которых пытаются защитить. С них потребуют письменное подтверждение прав, которые в настоящее время реализуются по умолчанию.