print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

ФАС выходит в Сеть и борется с рекламой

О ненадлежащей рекламе в Интернете и ответственности операторов связи.

28.08.2018 | Телеспутник | Екатерина Лаштун

В 2017 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела 13,5 тысяч заявлений (в 2016 году – немногим более 12 тысяч) о нарушениях законодательства в сфере рекламы, возбудив 4,5 тысячи дел об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения вынесены постановления о наложении штрафа на сумму более 103 млн рублей (в 2016 году сумма штрафов достигала почти 130 млн рублей). Наибольшее количество нарушений в 2017 году зафиксировано при распространении рекламы по сетям электросвязи – 19,88% от общего числа всех выявленных нарушений (на 6,6% больше, чем в 2016 году).

Наш комментарий:

Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для интернет-портала «Телеспутник»:

Письма-разъяснения ФАС носят обязательный характер при возбуждении дел в отношении законодательства о рекламе региональными и территориальными управлениями ФАС.

Ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Михаил Хохолков напомнил, что в 2014 году вступили в силу поправки к ФЗ «О связи», которые закрепили предварительное получение согласия абонента на получение рассылок, которые отправляются с помощью сетей электросвязи (СМС). «В 2014 году мы наблюдали пик дел, связанных с СМС-спамом. Пожаловаться на спам легко, поэтому множество пользователей так и сделали», — рассказал Михаил Хохолков. По его словам, для возбуждения дела достаточно было показать скриншот на экране мобильного телефона, и оператору грозил штраф минимум в 100 тыс. рублей.

В особой зоне риска, по его мнению, находится реклама финансовых и медицинских услуг, БАДов, алкогольной продукции, долевого строительства, а также реклама, передаваемая по сетям электросвязи.

Так, в конце 2017 года было опубликовано письмо ФАС «О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки». Михаил Хохолков обращает внимание, что письма-разъяснения ФАС носят обязательный характер при возбуждении дел в отношении законодательства о рекламе региональными и территориальными управлениями ФАС. По сути, они представляют собой нормативные акты, и при рассмотрении жалоб региональными управлениями ФАС требования писем выполняются в полном объеме.

В этом письме содержится важная информация относительно того, в каких именно случаях оператор связи может быть признан рекламораспространителем.

Если ранее оператор связи как лицо, предоставляющее техническую возможность передачи информации рекламодателями конечному абоненту, не являлся рекламораспространителем, то теперь «Закон о рекламе» в ряде случаев разделяет ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. Таким образом, оператор связи может быть признан рекламораспространителем в трех случаях:

  • «С учетом обстоятельств дела и существующих договорных обязательств». «Эта формулировка очень расплывчатая, непонятно, какой смысл вкладывала в нее ФАС», — отмечает Михаил Хохолков.
  • «Есть сведения об осведомлении об использовании SMS-услуг для доведения рекламы до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание SMS-рассылки и проверить у ее заказчика наличие согласия абонента на ее получение».

    «Мы консультировались с операторами «большой четверки», и они однозначно ответили, что технической возможности оценить содержание SMS-рассылки не имеют», — сообщил юрист. По его мнению, один и тот же текст может восприниматься по-разному, если его отправляет, например, магазин потенциальным клиентам или жена — супругу. Более того, у операторов связи отсутствуют законные основания для чтения сообщений. Они также не могут определить автоматический характер рассылки.
  • Третий случай связан с «выявлением рекламы, распространенной посредством SMS-сообщений с «подменой номера». Речь идет о коротких и текстовых номерах.

Таким образом, если абонент получит SMS с предложением посмотреть фильм без знака «18+» — за это сообщение может ответить оператор связи.

Михаил Хохолков напомнил общие требования к рекламе, которые также актуальны и для операторов связи. Так, реклама должна быть добросовестной и достоверной. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

В письме ФАС «О рекламе в сети Интернет» ведомство разъяснило, что можно отнести к рекламе в Интернете, а что нет:

  • Не является рекламой в Интернете информация о товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров, на его страницах в социальных сетях. Но с оговоркой: если указанные сведения предназначены для информирования посетителей о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования и т.п.
  • Также не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Не относятся к рекламе и результаты поисковой выдачи.
  • В свою очередь, рекламой являются: информация на сайте рекламодателя или его группе в социальной сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару, и его выделение среди однородных товаров — всплывающий баннер. А также контекстная реклама в поисковых системах.

ФАС выявляет ненадлежащую рекламу в Интернете следующим образом: проводит мероприятия по систематическому отслеживанию информации на различных ресурсах, с помощью межведомственного обмена информацией, обращений граждан и заинтересованных лиц (чаще — конкурентов), а также обращений общественных организаций. Ведомство фиксирует ненадлежащую рекламу путем составления акта осмотра сайта, принт-скринов страницы сайта и архива Интернета (www.archive.org).

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

антимонопольное регулирование, медиа

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности