Доводы о патриотизме не помогли
Уфимский производитель наполнителя для кошачьих лотков проиграл спор с Роспатентом.
05.05.2022 | КоммерсантЪ | Елена Чиркова
Предпринимательница Ольга Балыклова, производящая древесный наполнитель для кошачьих лотков Adventure CATS, не может зарегистрировать одноименный товарный знак. В 2021 году ей отказал Роспатент, указав, что предложенный товарный знак до степени смешения схож с товарным знаком американской корпорации Caterpillar, которая в числе прочего производит товары для животных. Суд по интеллектуальным правам, в котором госпожа Балыклова пыталась оспорить отказ ведомства, не принял ее доводов. Предпринимателю не помогло даже ее заявление, что отказ Роспатента нарушает интересы государства, так как США входит в число недружественных России стран. Юристы полагают, что шансов оспорить решение у истца нет.
Индивидуальная предпринимательница Ольга Балыклова не сможет зарегистрировать свой бренд наполнителя для кошачьего туалета. Наполнитель под маркой Adventure CATS, как следует из материалов на сайте производителя, делают из березы. Производство находится в Аше. Продукция представлена на крупнейших российских маркетплейсах по цене около 400 руб. за десятилитровую упаковку.
Свои права предпринимательница пыталась отстоять в суде. Как следует из материалов дела, госпожа Балыклова подала заявку на регистрацию товарного знака в 2021 году. На логотипе предпринимателя слово CATS написано заглавными буквами, а Adventure размещено над ним более мелким шрифтом. В августе прошлого года Роспатент отказался регистрировать логотип, указав, что он графически и фонетически похож на товарный знак одного из крупнейших в мире производителей строительной и горнодобывающей техники Caterpillar Inc. Логотип американской компании представляет собой желтый прямоугольник, на котором буквами черного цвета написано CAT, а под ними расположен черный треугольник.
Отказывая уфимскому предпринимателю, Роспатент пояснил, что графический элемент CATS в логотипе наполнителя занимает доминирующее положение, так как выполнен крупным утолщенным шрифтом и находится в центре композиции, «акцентируя на себе внимание». При этом единственным элементом товарного знака компании Caterpillar является слово CAT, также выполненное крупным шрифтом. Под этим брендом также выпускаются товары для животных. Таким образом, посчитал Роспатент, логотипы схожи до степени смешения и могут ввести потребителей в заблуждение.
Госпожа Балыклова направила в Роспатент возражение, но получила повторный отказ. Не согласившись с решением ведомства, предпринимательница обратилась в Суд по интеллектуальным правам. В иске она указала, что товарный знак Adventure CATS состоит из двух слов и буквально переводится как «приключение кошек», а сам элемент CATS содержит окончание «S», которого нет в товарном знаке Caterpillar.
Госпожа Балыклова также обратила внимание, что Caterpillar — компания из США, а «Соединенные Штаты Америки входят в перечень иностранных государств и территории, совершающих в отношении Российской Федерации, россииских юридических лиц и физических лиц недружественные действия». Кроме того, указано в иске, компания Caterpillar пожертвовала через собственный фонд «более одного миллиона долларов на поддержку потребностей гуманитарного кризиса в Украине» и приостановила работу «российских производственных мощностей». На этом основании, полагает Ольга Балыклова, смешение товарных знаков «в глазах потребителя» невозможно, а отказ в регистрации «противоречит национальным интересам Российской Федерации».
Суд согласился с доводами Роспатента о графической схожести логотипов, а также указал, что незначительное отличие, «выражающееся в наличии буквы "S" в конце слова, не влияет на общее впечатление о сходстве». Кроме того, следует из решения, элемент Adventure оказывает «незначительное влияние на формирование общего зрительного впечатления» и может быть даже пропущен пользователями, так как визуально не заметен и его сложно произнести. Довод о том, что США — недружественная страна, суд отклонил, указав, что это субъективное мнение истца, и оно не подкреплено «достаточной совокупностью доказательств».
Связаться с Ольгой Балыкловой не удалось.
Наш комментарий:
Максим Лабзин, INTELLECT, специально для газеты «КоммерсантЪ»:
Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин считает, что логотип истца и товарный знак Caterpillar «действительно являются сходными до степени смешения». «Нарушения судом методологии сравнения не наблюдается, а вышестоящий суд кассационной инстанции уполномочен проверять только методологию, но не сам вывод о сходстве, — отметил юрист. — Что касается отказа суда учитывать происхождение правообладателя противопоставленного товарного знака, то он абсолютно прав, и для иного подхода нет абсолютно никаких правовых оснований».
С ним согласна руководитель департамента контроля качества Amulex.ru Нурида Ибрагимова: «Мы живем в цивилизованном правовом государстве, перечеркивать все действующие нормативные акты только по основаниям, что правообладатель сопоставляемого товарного знака относится к недружественной стране, некорректно и неправильно».
Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>