print

Дело об отсутствии маркировки рекламы

Почему региональному Telegram-каналу грозит штраф за рекламу без маркировки.

Какие ошибки допустил Telegram-канал при размещении рекламы и как правильно маркировать рекламу в социальных сетях.

25.10.2023 | Бизнес-секреты

Управление ФАС по Нижегородской области признало рекламу в Телеграм-канале «Мой Нижний Новгород» противоречащей законодательству из-за отсутствия маркировки. Это первое в России дело за отсутствие маркировки рекламы в Телеграме.

Разбираемся, почему посты канала привлекли внимание ведомства и как бизнесу правильно маркировать рекламу в Телеграме.

Что случилось

Телеграм-канал «Мой Нижний Новгород» публикует посты о событиях в городе — например, о том, когда откроют новый мост через Оку или что студент вырастил тыкву в 150 кг.

Иногда в ленте бывает реклама — например, о наборе в группы по растяжке или приглашения на концерт.

В сентябре 2023 года посты в Телеграм-канале выходили каждый день. Один из читателей канала пожаловался в УФАС, что в 16 постах не было пометки «Реклама» и данных рекламодателя.

Неизвестно, на какие именно посты пожаловался читатель телеграм-канала. Но вот одна из сентябрьских публикаций в канале — про веревочный парк SEQUOIA PARK.

Наш комментарий:

Михаил Хохолков, INTELLECT, специально для издания «Бизнес-секреты»:

Этот пост не промаркирован как рекламный, хотя вполне может считаться таковым, говорит руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков: «В посте есть объект рекламы — веревочный парк. Есть сведения, которые привлекают внимание к нему, — "один из самых крупных веревочных парков". Есть адрес парка. Видео и фото выполняют дополнительный привлекающий эффект. Цель такого поста — именно привлечение внимания любителей активного отдыха к парку. Другую цель здесь не обнаружить: нет какого-то информационного повода, нет обзора, нет социальной значимости. Все это признаки рекламы».

Сотрудники ФАС изучили посты и согласились, что Телеграм-канал нарушил закон. Все рекламные публикации в Интернете с сентября 2022 года должны быть промаркированы.

Что будет дальше

17 октября 2023 года Нижегородский УФАС признал посты в канале «Мой Нижний Новгород» ненадлежащей рекламой. Против владельца канала Ильи Ленковца возбудили административное дело.

За нарушения законодательства о рекламе грозят штрафы:

  • для граждан — от 2000 до 2500 ₽;
  • для должностных лиц и ИП — от 4000 до 20 000 ₽;
  • для юрлиц — от 100 000 до 500 000 ₽.

При этом Михаил Хохолков считает, что в данной ситуации ФАС ограничится предупреждением, так как Телеграм-канал впервые привлечен к ответственности и нарушение не причиняет вред жизни и здоровью.

Как этого можно было избежать

Телеграм-канал мог избежать проблем, если бы действовал по закону. Для этого все рекламные посты нужно было промаркировать.

«Если мы считаем пост рекламным — получаем токен, ставим слово «Реклама», указываем рекламодателя и отчитываемся за него в ОРД, — разъясняет Михаил Хохолков. — Если мы считаем пост нерекламным, пригодится предварительный анализ текста и подготовка позиций на случай, если кто-то из бдительных граждан решит, что это реклама, и подаст жалобу в ФАС. Позиции нужно выстраивать с оглядкой на критерии рекламы от ФАС».

Критерии информации, которую могут посчитать рекламной, опубликованы на сайте антимонопольной службы.

Не относится к рекламной информация:

  • о собственных товарах, акциях, новостях на сайте в обычном едином стиле;
  • без объекта рекламирования — названий товаров, услуг, организаций;
  • не направленная на продвижение товара на рынке и не формирующая интерес к товару;
  • данные спонсоров и партнеров с логотипами;
  • отзывы о товаре в специальных разделах сайта;
  • рассылки в мессенджерах, пуш-уведомления, email-рассылки;
  • записи с теле- и радиоэфиров с рекламой без изменений;
  • социальная реклама.

Если сведения, которые бизнес планирует разместить, не попадают ни под одну из этих категорий — их нужно маркировать.

Промаркированным считается пост, в котором есть слово «Реклама», название и ИНН рекламодателя и специальный токен.

Даже указав все необходимые данные, можно получить штраф — если информация расположена не там, где нужно. Вот от чего можно отталкиваться при размещении маркировки:

  • Если в посте есть картинка с информацией о бизнесе — токен, название рекламодателя и ИНН нужно размещать поверх изображения.
  • Если в посте стоит отвлеченная картинка и есть текст — токен размещают над основным текстом, данные рекламодателя — под основным текстом.
  • Если реклама в кружке Телеграма — все атрибуты маркировки отправляют в следующем за ним посте.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

медиа, реклама

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности