Британцы поборолись за права на русскую водку
Кингисеппская «дочка» британской фирмы проиграла спор об исключительных правах на обозначение «русская водка».
13.11.2023 | Деловой Петербург | Дмитрий Маракулин
Суд по интеллектуальным правам не удовлетворил жалобу ООО "Дж. Дж. Уитли дистиллири" из Кингисеппа на решение Роспатента, весной этого года отказавшего истцу в исключительных правах на наименование места происхождения товара (НМПТ) "русская водка". Это обозначение требовалось компании для продажи водки бренда J. J. Whitley Artisanal.
"Дж. Дж. Уитли дистиллири" — дочернее предприятие лондонской Halewood International, занимающейся производством и дистрибуцией дистиллятов. В 2022 году выручка российской "дочки", также производящей алкоголь, упала на 70%, до 309,1 млн рублей, чистый убыток составил 130 млн, указывает сервис "Контур.Фокус".
С заявителем "ДП" связаться не удалось. Но в суде компания говорила, что предоставление исключительных прав на подобный НМПТ юрлицу, имеющему связь с иностранными партнёрами, не противоречит практике Роспатента. Само по себе использование НМПТ "русская водка" бизнесом на товарах с англоязычными наименованиями характерно для деловой практики, отмечал представитель ДДУД.
Наш комментарий:
Анастасия Герман, INTELLECT, специально для газеты «Деловой Петербург»:
"Скорее всего, компания хотела получить возможность производить и поставлять свою продукцию в Великобританию, — предполагает ведущий юрист INTELLECT Анастасия Герман. — Это важно с точки зрения того, что русская водка в соответствии с природой охраняющего её НМПТ обладает особыми свойствами: изготавливается исключительно в России из определённого сырья, проходит специальные процедуры очистки, имеет определённый вкус и запах, а потому ценится за рубежом".
Возможно, компания планировала, получив НМПТ в России, также обрести право на географическое указание "русская водка" в Евросоюзе, где с 2013 года это обозначение является защищённым, отмечает старший юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" адвокатского бюро Nordic Star Вера Зотова.
"Дж. Дж. Уитли дистиллири" — российская компания, и все этапы производства сосредоточены в Кингисеппе. Вместе с тем она является британской "дочкой". "Этот довод обоснованно стал ключевым при рассмотрении дела в суде. При получении права на НМПТ необходимо проверять возможность введения потребителя в заблуждение предоставлением права использования такого объекта какому–либо лицу. В данном случае производство и продажа русской водки фактически зарубежной компанией, которая известна российским потребителям именно как производитель английской водки, могла бы дискредитировать товар и девальвировать рассматриваемое НМПТ на зарубежных рынках", — полагает Анастасия Герман.
"Компания, возможно, могла бы получить обозначение "русская водка", если бы внешний вид напитков однозначно свидетельствовал об их производстве в России и не навевал мыслей о связи с известными зарубежными изготовителями алкоголя", — добавляет Вера Зотова.