print

Британцы поборолись за права на русскую водку

Кингисеппская «дочка» британской фирмы проиграла спор об исключительных правах на обозначение «русская водка».

13.11.2023 | Деловой Петербург | Дмитрий Маракулин

Суд по интеллектуальным правам не удовлетворил жалобу ООО "Дж. Дж. Уитли дистиллири" из Кингисеппа на решение Роспатента, весной этого года отказавшего истцу в исключительных правах на наименование места происхождения товара (НМПТ) "русская водка". Это обозначение требовалось компании для продажи водки бренда J. J. Whitley Artisanal.

"Дж. Дж. Уитли дистиллири" — дочернее предприятие лондонской Halewood International, занимающейся производством и дистрибуцией дистиллятов. В 2022 году выручка российской "дочки", также производящей алкоголь, упала на 70%, до 309,1 млн рублей, чистый убыток составил 130 млн, указывает сервис "Контур.Фокус".

С заявителем "ДП" связаться не удалось. Но в суде компания говорила, что предоставление исключительных прав на подобный НМПТ юрлицу, имеющему связь с иностранными партнёрами, не противоречит практике Роспатента. Само по себе использование НМПТ "русская водка" бизнесом на товарах с англоязычными наименованиями характерно для деловой практики, отмечал представитель ДДУД.

Наш комментарий:

Анастасия Герман, INTELLECT, специально для газеты «Деловой Петербург»:

Производство и продажа русской водки фактически зарубежной компанией, которая известна российским потребителям именно как производитель английской водки, могла бы дискредитировать товар и девальвировать рассматриваемое НМПТ на зарубежных рынках.

"Скорее всего, компания хотела получить возможность производить и поставлять свою продукцию в Великобританию, — предполагает ведущий юрист INTELLECT Анастасия Герман. — Это важно с точки зрения того, что русская водка в соответствии с природой охраняющего её НМПТ обладает особыми свойствами: изготавливается исключительно в России из определённого сырья, проходит специальные процедуры очистки, имеет определённый вкус и запах, а потому ценится за рубежом".

Возможно, компания планировала, получив НМПТ в России, также обрести право на географическое указание "русская водка" в Евросоюзе, где с 2013 года это обозначение является защищённым, отмечает старший юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" адвокатского бюро Nordic Star Вера Зотова.

"Дж. Дж. Уитли дистиллири" — российская компания, и все этапы производства сосредоточены в Кингисеппе. Вместе с тем она является британской "дочкой". "Этот довод обоснованно стал ключевым при рассмотрении дела в суде. При получении права на НМПТ необходимо проверять возможность введения потребителя в заблуждение предоставлением права использования такого объекта какому–либо лицу. В данном случае производство и продажа русской водки фактически зарубежной компанией, которая известна российским потребителям именно как производитель английской водки, могла бы дискредитировать товар и девальвировать рассматриваемое НМПТ на зарубежных рынках", — полагает Анастасия Герман.

"Компания, возможно, могла бы получить обозначение "русская водка", если бы внешний вид напитков однозначно свидетельствовал об их производстве в России и не навевал мыслей о связи с известными зарубежными изготовителями алкоголя", — добавляет Вера Зотова.

интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности