print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Большие пользовательские данные

Компании, которые обрабатывают БПД, получат новые обязанности.

08.11.2018 | ЭЖ-Юрист, №43/2018 | Мария Шестакова

Группа депутатов внесла в Госдуму проект закона об урегулировании сферы больших пользовательских данных, т.е. открытых сведений о физлицах в Интернете, которые не являются персональными данными. Разработчики предложили обязать компании, которые обрабатывают большие пользовательские данные, уведомлять об этом пользователей сайта. А если они еще и передают такие данные третьим лицам, то им придется запрашивать предварительное согласие пользователей и уведомлять Роскомнадзор.

Наш комментарий:

Михаил Хохолков, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «ЭЖ-Юрист»:

Большие пользовательские данные – это информация о физических лицах без персональных данных, собираемая из более чем тысячи источников.

Михаил Хохолков, ведущий юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С:

Фактически большие пользовательские данные – это любой массив информации, который собирают наши гаджеты и используемые в них приложения. Это и данные о геолокации, и данные о посещении сайтов. Я бы назвал эти данные «цифровым следом», который каждый человек оставляет в Сети. Если перефразировать понятие «большие пользовательские данные», используемое в законопроекте, получится следующее: большие пользовательские данные – это информация о физических лицах без персональных данных, собираемая из более чем тысячи источников.

Неизбежно возникает конфликт в терминологии, используемой законопроектом и Законом о персональных данных. Известно, что последний не содержит четкого перечня информации, относящейся к персональным данным. В различных ситуациях та или иная информация может быть отнесена к персональным данным и наоборот.

Например, название должности само по себе не позволяет отнести информацию к персональным данным. Скажем, ведущий юрист. В этом случае информация не позволяет прямо или косвенно определить субъекта персональных данных. Но если мы скажем «Президент РФ», совершенно четко становится понятно, что в данном случае наименование должности прямо определяет субъекта персональных данных. Следовательно, название должности становится персональными данными, позволяющими прямо определить субъекта персональных данных.

Из этого вытекает следующее: как только в массиве информации появляются персональные данные, к этому массиву будут применяться нормы Закона о персональных данных. А это означает, что обработка таких данных должна осуществляться с установленными ограничениями: получение согласия субъекта, соответствие объема обрабатываемых персональных данных целям обработки, срок хранения этих данных, трансграничная передача и т.п. Как быть с ситуацией,
когда в больших данных появятся персональные данные, законопроект умалчивает. Поэтому можно прогнозировать, что придется ждать либо соответствующих разъяснений, либо судебной практики.

Не обойдется и без очередного реестра операторов, на этот раз по обработке БПД. Роскомнадзор вряд ли будет в восторге, потому как ему предстоит в случае принятия законопроекта определить требования к форме и содержанию Реестра ОБПД (даже звучит некрасиво), вести его, осуществлять контроль за операторами и так далее. А если Роскомнадзор передаст это подведомственному ФГУПу с соответствующим финансированием, то возникнет противоречие с финансово-экономическим обоснованием, приложенным к законопроекту: в нем указано, что принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет финансовых обязательств государства.

И в заключение хочу сказать следующее. В пояснительной записке к законопроекту указано: «проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» направлен на повышение эффективности защиты информации, собираемой из различных источников...». Но в чем это повышение эффективности заключается, мне непонятно.

Статья газеты «ЭЖ-Юрист» о больших пользовательских данных >>

Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

медиа, персональные данные

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности