*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
«Башкирский мед» потерял монополию
Право на использование маркировки получил владелец «Башкирских пасек».
10.03.2017 | КоммерсантЪ | Наталья Павлова, Елена Синицына
У наименования «Башкирский мед» появился второй правообладатель — одноименное уфимское ООО, аффилированное с крупным производителем меда — компанией «Башкирские пасеки» Сергея Мулюкова. Предприятие зарегистрировало в Роспатенте право на использование маркировки в отношении места происхождения товара. Им также до 2024 года обладает госучреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии (НИЦ). Центр известен тем, что через суды запрещал использовать маркировку другим производителям меда, в том числе башкирским. Господин Мулюков заявляет, что намерен открыть к ней коллективный доступ.
Владелец компании «Башкирские пасеки» Сергей Мулюков зарегистрировал в Роспатенте исключительные права на наименование места происхождения товара (НМПТ) «Башкирский мед». Право оформлено на уфимское ООО «Башкирский мед» и действует до 18 декабря 2025 года. Господин Мулюков сообщил, что работа по регистрации велась 12 лет. Компания «Башкирский мед», по его словам, была зарегистрирована специально для этих целей (по данным Kartoteka.ru, ООО образовано в 2015 году Рафаэлем Гадельшиным и Ринатом Имаевым). «Главной задачей было демонополизировать это право, которым с 2005 года владело госучреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, направлявшее иски о запрете на использование маркировки всем, в том числе и башкирским производителям. Я сам в свое время заплатил по итогам такого судебного разбирательства 150 тысяч рублей»,— сказал Сергей Мулюков.
Исключительное право на использование наименования за НИЦ также сохраняется. Оно было продлено в 2015 году и истекает в 2024-м. Сергей Мулюков добавил, что в отличие от первого правообладателя «Башкирский мед» намерен не запрещать, а разработать правила коллективного доступа к этой маркировке для башкирских производителей. «В первом полугодии Роспатент должен зарегистрировать аналогичное право еще на две башкирские компании, тоже крупных производителей меда. Одновременно мы начали работу по разработке ГОСТа на башкирский мед и алгоритма коллективного доступа к этому названию»,— рассказал предприниматель. Также правообладатель планирует «навести порядок на ярмарках, где под видом башкирского меда продается фальсификат». «Часть этой работы в отношении иногородних производителей меда, который выдается за башкирский, но таковым не является, провел НИЦ. Надо отдать им должное за это. Но на медовых ярмарках контроля над производителями нет. Мы планируем создать что-то вроде реестра, производителей, по которому можно будет сверять участников ярмарочных мероприятий»,— отметил предприниматель.
По данным ТАСС, в Башкирии в прошлом году было произведено 11 тыс. тонн валового меда, в том числе 5,4 тыс. тонн товарного.
Генеральный директор Башкирского НИЦ по пчеловодству и апитерапии Амир Ишемгулов недоумевает, почему права на маркировку даны компании, образованной физлицами, «не известными в сообществе башкирских пчеловодов». «Согласно требованиям Гражданского кодекса, у них должна быть пасека на территории республики. Бренд «Башкирский мед» дается не перекупщикам, а производителям, которые на земле Башкортостана получают башкирский мед»,— отметил он.
Эксперты отмечают, что следующим этапом может стать борьба за регистрацию исключительных прав на сам товарный знак «Башкирский мед». «Свидетельства на исключительные права на наименование места происхождения товара и товарный знак — это не одно и то же,— отмечает патентный поверенный Гузель Шангараева.— Теперь, располагая свидетельством НМПТ «Башкирский мед», оба предприятия, теоретически, могут претендовать и на получение товарного знака такого наименования».
Наш комментарий:
Роман Речкин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «КоммерсантЪ»:
Старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин отмечает, что у госучреждения и «Башкирского меда» возникли одинаковые права по использованию исключительных прав на наименование места происхождения товара. «Словесное обозначение «Башкирский мед» зарегистрировать в качестве товарного знака нельзя, так как оно указывает на вид и род деятельности. Но обладатели права на наименование места происхождения товара могут зарегистрировать в качестве товарного знака обозначение «Башкирский мед» со своим логотипом»,— отметил эксперт.
Комментарии экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>