print

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

«Аркаим» не полез в бутылку

Суд отказался ограничить права на использование географического названия.

07.10.2016 | КоммерсантЪ | Булат Баширов

Суд по интеллектуальным правам отказал уфимской компании «Бизнесинвестгрупп» в регистрации исключительных прав на использование товарного знака «Аркаим». Предприятие заявило в суде, что хочет выпускать безалкогольные напитки под этим брендом, но Роспатент, а затем и суд сочли, что такое ограничение на использование названия будет «противоречить общественным интересам». Истец, известный многочисленными аналогичными исками к Роспатенту по регистрации прав на самые разные марки, намерен пересмотреть решение в вышестоящих судах.

Уфимская компания «Бизнесинвестгрупп» предпринимателя Азамата Ибатуллина не смогла добиться в Роспатенте, а затем и в Суде по интеллектуальным правам регистрации исключительных прав на использование товарного знака «Аркаим». Роспатент отказал в регистрации этих прав компании в декабре 2014 года, Суд по интеллектуальным правам — 27 сентября (решение опубликовано 4 октября).

«Бизнесинвестгрупп» обратился в суд после того, как права на исключительное использование марки потерял предыдущий владелец — челябинское предприятие «Уралпромлизинг». Оно было признано банкротом. В заявке, направленной в Роспатент, уфимская компания указала, что хочет выпускать безалкогольные напитки марки «Аркаим». Роспатент отказал, сославшись на статью 1483 Гражданского кодекса РФ. Ведомство указало, что марка до степени смешения сходна с названием «особо ценного объекта культурного наследия народов РФ» — музейного комплекса «Аркаим», «являющегося неотъемлемой частью всемирного культурного наследия», и регистрация исключительных прав на нее противоречила бы общественным интересам. Кроме того, отметили в Роспатенте, «Бизнесинвестгрупп» зарегистрирован в Уфе, а село Аркаим находится в Челябинской области, поэтому использование бренда в продукции компании могло бы ввести покупателя напитков в заблуждение. Дополнительным доводом стал отказ в регистрации прав на знак «Аркаимские просторы» московскому НКО «Благотворительный фонд сохранения и развития достижений духовной культуры», выданный в 2012 году и устоявший в судебном разбирательстве.

«Бизнесинвестгрупп» в суде попытался доказать, что музейный комплекс «Аркаим» не является особо ценным объектом, а часть бренда уже использовалась без регистрации прав для маркировки напитков челябинской компанией «Аркаим аква». Кроме того, компания сообщила, что у нее есть филиал в селе Кизильском Челябинской области, недалеко от Аркаима, что не будет вводить потребителя в заблуждение относительно географии производства продукции.

Суд согласился с доводами Роспатента. Решающим аргументом стало то, что «товарный знак воспроизводит название памятника культурного наследия России», входящего в одноименный историко-культурный заповедник, имеющий статус объекта культурного наследия.

Компании Азамата Ибатуллина и членов его семьи известны различными исками к Роспатенту с требованием регистрации исключительных прав на бренды, в том числе такие всемирно известные как Orbit, Stimorol, «Хохлома» и другие. Большую часть исков компании проиграли. По данным Kartoteka.ru, за «Бизнесинвестгрупп» закреплены права на 10 товарных знаков, в том числе Hershi, «Жидкая валюта» и «Огненный лед», на другие компании предпринимателя — шесть, например «Колобок» и «Палочки оближешь».

Господин Ибатуллин заявил, что считает решение суда абсурдным и намерен его обжаловать.

Наш комментарий:

Максим Лабзин, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для газеты «КоммерсантЪ»:

Довод о том, что товарный знак был ранее зарегистрирован, не имеет значения: законность ранее зарегистрированных знаков в этом деле не проверяется.

Руководитель практики по разрешению споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности, Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Максим Лабзин таких перспектив не видит. «Довод о том, что товарный знак был ранее зарегистрирован, не имеет значения: законность ранее зарегистрированных знаков в этом деле не проверяется. Даже если раньше Роспатент с нарушением зарегистрировал права на эту марку, это не основание регистрировать ее вновь»,— заключил эксперт.

интеллектуальная собственность, споры по интеллектуальной собственности, товарные знаки

Похожие материалы

Юридические услуги, разрешение споров, патентные услуги, регистрация товарных знаков, помощь адвокатаюридическое сопровождение банкротства, услуги арбитражного управляющего, регистрационные услуги для бизнеса


Екатеринбург
+7 (343) 236-62-67

Москва
+7 (495) 668-07-31

Нижний Новгород
+7 (831) 429-01-27

Новосибирск
+7 (383) 202-21-91

Пермь
+7 (342) 270-01-68

Санкт-Петербург
+7 (812) 309-18-49

Челябинск
+7 (351) 202-13-40


Политика информационной безопасности