*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Прекрасное завершение 35-го года жизни
Рассказы о путешествии на яхте у берегов Турции и Греции, организованном для партнеров и победителей конкурса «Золотая десятка ИНТЕЛЛЕКТ-С».
Александр Латыев, руководитель практики Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.
В этом году нам значительно больше повезло с погодой, чем в прошлом: все время мы могли наслаждаться практически летней погодой с ярким солнцем, легким морским ветерком, редкими теплыми дождями, под которыми было совсем не страшно намокнуть.
Наша партия путешественников отправилась в путь позже остальной команды. За неделю, которую юристы первой «очереди» провели на берегах Средиземного моря, они ушли на яхте примерно за 100 км от нашей основной базы и, соответственно, от аэропорта, в который мы должны были прилететь поздно вечером 1 мая.
Однако дорога не обошлась без приключений: чартерный рейс, которым мы добирались до аэропорта Даламан, был заполнен соотечественниками, начавшими «отмечать» отдых сильно заранее и уже на борту «наотмечавшимися» так, что самолету пришлось сесть в Краснодаре и избавиться от наиболее отличившихся туристов. Наша небольшая группа в составе двух Александров – Кипниса и Латыева – и примкнувшего к ним Алексея Филиппова, наоборот, вела себя более чем достойно, осознавая необходимость проехать еще несколько часов по турецким дорогам, а также ответственность за Юлию Курмамбаеву и Алексея Комарова, которых мы должны были подхватить по пути.
Как бы то ни было, спустя два часа после запланированного времени, наш самолет приземлился в аэропорту на самом берегу моря и выпустил нас из своего чрева в опьяняющий безо всякого алкоголя кипарисовый воздух Муглы. В принципе, одного этого запаха было бы уже достаточно для того, чтобы считать отдых удавшимся.
Турецкий таксист, оставленный дожидаться нас в аэропорту силами наших «резидентов» на месте – Юли и Алексея, усадил уставших туристов в комфортный микроавтобус, и за 15 минут добрался до Гёчека. Там, в темноте южной ночи, мы не сразу, но нашли дожидавшихся нас этих самых «резидентов» и рванули на восток по самому берегу моря. Долгий перелет разморил нас, и основная часть пути по живописнейшей прибрежной дороге прошла во сне. Только я, параноидально боящийся ездить с чужим водителем, не смыкал глаз и любовался лунной дорожкой, убегающей по черной ночной воде Средиземного моря на юг – к греческим островам, Кипру, а за ними – к далеким и незримым берегам Африки.
Достигнув маленького туристического городка Каш и не без труда найдя свою гостиницу, наша банда свалилась спать. Чтобы утром (насколько это слово применимо к полудню) встретить уже пропитавшихся солнцем и морем наших товарищей – Марину Шикову, Романа Речкина и семью Шестаковых. Для Марины и Романа это был предпоследний день на турецкой земле.Они не преминули вывалить на нас ворох впечатлений, которые мы все тут же пополнили поездкой к остаткам затонувшего города, который турки показывают сквозь прозрачное дно своих специально построенных плоскодонных лодок. Общительный Кипнис тут же нашел общий язык с местными, обнаружив, что некоторые из них учат русский язык, и так – на суржике из плохого русского, плохого турецкого и плохого английского – обсудил перипетии бурной истории этих мест, повидавших множество народов и завоевателей.
Затем был ужин в компании друзей, а на следующий день для одних – сборы домой, а для других – долгожданный всход на борт и подготовка к выходу в море.
Переизбыток капитанов на судне в этот раз был с легкостью разрешен усталостью от управления яхтой капитаном Шестаковым и четким распределением капитанских дней между капитанами Кипнисом (которому достались первые два дня моря) и капитаном Латыевым (последние два дня). Собравшись в новом составе, команда хорошо знакомой нам с прошлого года 52-футовой яхты Flying Meebow после тренировочного выхода в море и возврата в Каш двинулась в обратный путь на запад к Гёчеку, где уже менее чем через неделю яхту предстояло вернуть собственнику.
Следующей остановкой стал «кукольный» городок Калкан, примостившийся на берегу на склоне крутой горы и давно уже облюбованный путешественниками из Европы. Из-за чего в цены в нем заметно выше цен в окружающих турецких городах, но выше и уровень сервиса в бесконечных ресторанчиках, расположившихся на крышах трех-четырехэтажных домов и предоставляющих вид на горы и море, а после стремительного весеннего южного заката – на Луну и звезды – «ар йылдыз» – символы Турции.
Путешествие из Калкана к следующему пункту нашего пути – Олюденизу – было самым долгим переходом, продолжавшимся практически весь световой день. Но капитан Латыев, занявший к тому времени свое место у руля, уверенно довел экипаж до якорной стоянки под укрытием небольшого утеса в компании больших и комфортных, но и куда как менее романтичных моторных яхт. Сходить на берег в этот раз команде пришлось используя «тузик» – резиновую моторную лодку – и только в три захода. Уставшие и покачивающиеся – по морской привычке – шли мы вдоль белого песчаного пляжа к заранее заказанной эко-гостинице, чтобы, поужинав, лечь спать. И обнаружить наутро, что у гостиницы прекрасный выход к пляжу, находящемуся в укрытой от всех глаз бухточке. Туда вот уже 50 лет запрещен заход моторным судам, оттого она полна морской живности – вплоть до черепах, за которыми часть нашей веселой компании гонялась на педальном катамаране, но догнать этих природных жителей водной стихии, естественно, не смогла.
Все это время сверху над нами летали параглайдеры. Это парашютисты с парашютом-крылом – собственно, параглайдом (в России более принято название «параплан»), – без всякого двигателя, только за счет силы воздуха, парящие в небе, как птицы, и иногда катающие туристов.
Взгляды команды, уже покорившей землю и воду, устремились к небу. Было ли страшно? Было (особенно с учетом того, что из под некоторых парапланов доносились слышные даже на земле вопли туристов). Некоторые из нас (что скрывать - я) боятся высоты. Да и команда была чуть травмирована – ваш покорный слуга, например, за день до этого, забыв одно из железных правил яхтинга – всегда ходить в обуви, пробежался босиком по палубе и получил сильнейший ушиб пальца на ноге... Но в небо хотелось.
В итоге, долго прособиравшись, часам к четырем, мы выбрались к месту сосредоточения контор, катающих на параглайде. Прибыв туда, мы были огорошены сообщением, что последняя группа на сегодня уже уехала в гору, с которой стартуют. «Приходите завтра». На завтра был запланирован отход и последний дальний переход... Но пока некоторые некрепкие духом члены нашей команды уже успели выдохнуть и отпустить свой страх полета, другие – более настойчивые – убедили организаторов полетов, что группа в 6 человек вполне достойна того, чтобы отрядить еще одну машину в гору.
И вот мы уже несемся в микроавтобусе по узенькому серпантину вверх – почти к вершине горы Бабадаг (1 975 метров, между прочим), а инструкторы определяют, кто с кем полетит. Джигит ведет микроавтобус так, что думаешь: лучше уж прыгнуть с горы, чем, испугавшись, возвращаться с ними обратно...
Наконец, мы на площадке, резко наклоненной к склону горы и обрывающейся над пропастью. Хлопает ткань парашютов, улетают последние люди из той самой предыдущей группы, инструкторы навешивают на нас похожее одновременно на рюкзаки и глубокие кресла снаряжение, надевают шлемы, остается только разбежаться и прыгнуть в пропасть... Конечно, ты привязан к инструктору и головой понимаешь, что ему своя жизнь тоже дорога, но страх остается. И единственный способ борьбы с ним – это... ничего не понять: не успел я подойти к краю, как налетел порыв ветра и поднял наш тандем безо всякого разбега. И теперь человек, боящийся высоты, висит на каких-то веревочках в полутора километрах над землей, едва различая дома и яхты внизу и уж совсем не видя людей.
Но ощущение полета настолько захватывает, что страха не остается: обсуждаешь с инструктором знакомый только снизу пейзаж, соседние города, стоящие на рейде суда, соседей, которые летят в десятках метрах слева или справа, а то и сверху или снизу... Потом был и практический урок управления крылом: потянешь за левую стропу – повернешь налево, за правую – направо, и стремительное вращение, заставившее порадоваться пустому желудку, и снова – свободный полет над прекрасным морем и землей... 40 минут полета пролетели, как один миг. Затем мягкое – совсем не парашютное – приземление на пляже и с трудом сдерживаемое желание тут же снова прыгнуть в автобус и снова мчать на гору, чтобы снова так же спуститься с нее.
Прекрасное завершение 35-го года жизни. Следующий день был моим днем рождения. Еще под впечатлением от вчерашнего (а также от увиденного – порой и этим ребятам приходится использовать запасной парашют) все на том же «тузике» возвращаемся на яхту. У нас последний переход на базу. Небольшая проблема с отходом: пока яхта стояла на якоре, бытовые приборы потребили все электричество, и яхтенный двигатель пришлось заводить «с толкача» – и снова в море. Поднятые паруса, последняя в этот раз рыбалка с борта яхты, прощальное купание на мелководье, заправка яхты топливом и парковка в марине. На этот раз ни одного повреждения, все сделано точно и четко. Праздничный ужин, твердая земля, в оставшиеся пару дней – постепенный разъезд всех, последний поход по турецким ресторанчикам, повара которых уже знают нас, закупка сувениров и, наконец, дорога домой.
С новыми силами – снова за дела: через день было заседание по «Коляда-театру»...